Проблему сертификации импортных товаров легкой промышленности в Беларуси намерены решить созданием собственного «черкизовского рынка».
Правительство и предприниматели в Беларуси вступили в новый раунд борьбы за правила торговли на вещевых рынках. На кону указ президента «О некоторых вопросах реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», который должен запретить ИП торговать ширпотребом без документов соответствия техрегламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности».
Требования техрегламента распространяются на все три страны ТС, правда в Казахстане и в России не торопятся их выполнять. И только в Беларуси уже год с лишним государство пытается внедрить сертификацию на вещевых рынках, встречая при этом отчаянное сопротивление ИП.
Те закупаются в основном на московских оптовых рынках, где никаких сертификатов нет и в помине, а исследовать и сертифицировать товар в белорусских лабораториях – долго и дорого. Позиция «челноков»: техрегламент убьет их бизнес.
Не безопасность, а деньги
Забастовками и гневными письмами наверх предпринимателям удавалось несколько раз переносить сроки запрета на торговлю без подтверждающих документов. Однако в правительстве всякий раз возвращались к избитой теме. Для бедной Беларуси ее актуальность диктуется не столько безопасностью потребителя, сколько дефицитом валюты, который только усугубляется за счет потребительского импорта.
Главный аргумент вице-премьера РБ Петра Прокоповича: «Если сейчас не навести порядок с ИП, то с импортом потребительских товаров нам не справиться и отечественный легпром не поднять». В прошлом глава Нацбанка (именно при нем в 2010 году произошла 3-кратная девальвация белорусского рубля), г-н Прокопович и на новом посту, где он ответственен за предпринимательство, все же радеет за финансы страны. На февральском совещании у президента РБ, где с участием ИП обсуждался вопрос техрегламента, чиновник и не скрывал, что главная задача – сократить валютные издержки, сведя к минимуму «челночный» бизнес. «У нас уже к 5 миллиардам долларов приближаются продажи импортных непродовольственных товаров, – озвучил цифры г-н Прокопович. – Мы в настоящее время вкладываем в нашу легкую промышленность около $300 млн. Естественно, ей очень сложно конкурировать с этим серым импортом».
Тема денег настойчиво звучала и из уст Александра Лукашенко. Он предлагал оценить платежеспособность ИП и на основании этого принять решение. «Если это люди, которые перебиваются с воды на хлеб, чего мы к ним цепляемся?! Если эти люди уж супербогатыми стали и могут чем-то поддержать государство, мы их попросим, чтобы они, разбогатев, став на ноги за счет белорусского народа и государства, потому что потребителями являются они, немножко поделились с государством», – раскрыл суть дела белорусский президент.
Из Китая без посредников
Предприниматели пытались сопротивляться. «Раньше мы растаможку товара производили за день. Теперь, если привезешь товар на территорию Беларуси, он должен отстояться месяц. Пока сделаешь сертификаты – еще месяц. Кому нужен такой товар? Мы потеряем сезон. У нас нет больших денег, чтобы мы работали наперед», – говорили они, убеждая, что вводить сертификаты следует только на первую группу товаров – нижнее и постельное белье, чулочно-носочные изделия, а вот с сертификацией одежды второго и третьего слоя следует повременить до создания нормальных оптовых баз.
Оптовые базы – тема особая. По задумке г-на Прокоповича, предпринимателем не следует ездить в Москву, весь товар они должны закупать на подконтрольных государству белорусских оптовых базах, тогда, дескать, и с сертификацией проблем не будет. «Мы можем напрямую поставлять любой товар. 4-5 дней – и контейнер из Китая приходит в Минск. Какие проблемы?» – пропагандирует тему прямых поставок г-н Прокопович.
Еще в ноябре вице-премьер поручил облисполкомам и Мингорисполкому принять срочные меры по организации прямых поставок крупных партий импортных товаров для обеспечения потребностей внутреннего рынка. А через некоторое время чиновники жаловались журналистам: оптовые базы есть, но ИП ими не пользуются.
То, что с этими оптовыми предприятиями не все ладно, продемонстрировал разговор белорусского президента с вице-премьером. Оказывается, Лукашенко хочет не просто базы, а свой «черкизовский рынок», причем поручил его создать еще несколько лет назад.
«Почему его до сих пор нет?» – призвал он к ответу г-на Прокоповича.
«А потому что всех устраивает нынешняя система: ввозим подпольный, контрафактный товар, продаем... Всех устраивает», – ответствовал вице-премьер.
«Почему устраивает? Потому что у них нет альтернативы. Они как ездили в Москву, так и ездят. Они как давали взятки там конкретным лицам, так и дают. Они уже привыкли к этому пути», – как бы стал на защиту предпринимателей президент.
Тот в ответ доложил, что проект «черкизовского рынка» планируется реализовать в Оршанском районе Витебской области. Правда, большого количества желающих заниматься этим в предпринимательской среде нет, предупредил вице-премьер.
Обещание создать условия для оптовых закупок внутри страны, без необходимости связываться с российскими торговцами, как бы легализовало планы правительства запретить торговлю серым импортом. И хотя на словах Лукашенко посочувствовал тяжелому труду «челноков», он все же вынес непопулярное решение: сертификации быть. Последний срок – 1 июля.
«С 1 июля мы должны, всех поставив в равные условия, перейти к цивилизованному бизнесу», – заявил он. Больше никаких переходных периодов. «Это исключено и даже не обсуждается, – предупредил он. – Я в эти игры с предпринимателями играть не намерен. Эта «тягомотина» будет бесконечно продолжаться. Мы не первый год об этом говорим. Я не президент, если я создаю неравные условия и эти дыры».
Тем не менее Лукашенко не стал подписывать проекта указа о сертификации в нынешнем виде, поручив правительству срочно доработать документ. Одновременно он поручил к 1 июля создать в каждой области оптовые базы и строго контролировать там цены.
На протесты ответит санкциями
Не обошлось и без политической составляющей вопроса, а именно – акций протеста. В республиканском общественном объединении предпринимателей «Перспектива», готовясь к встрече у президента, адресовали ему открытое обращение, в котором много места уделили эмоциональным прогнозам развития ситуации.
«В случае принятия норм, обязывающих иметь сопроводительные документы, нами прогнозируется широкий социальный протест общества, с многочисленными локальными конфликтами на местах между предпринимателями и властями. Люди будут защищать свое имущество от конфискаций всеми доступными средствами и способами. Государство получит мощнейший источник напряженности и конфликтов, который может привести к непредсказуемым последствиям. Не думаем, что в условиях приближающихся политических кампаний по выборам президента и парламента 2015-2016 гг. это будет на руку самим властям», – говорится в письме предпринимателей.
ОО «Перспектива» и раньше делало подобные заявления, до сих пор – безнаказанно. Но тут в свете украинских событий момент оказался явно неудачным. Реакция Лукашенко была предсказуемой: шантажировать Майданом не позволю. В ответ на угрозу забастовок – угроза экономическими санкциями.
«Если вы после сегодняшнего разговора попробуете где-то устроить забастовку, не будете работать на своем рабочем месте, вы больше туда не придете, – прописал свой прогноз Лукашенко. – Я приму решение: тот, кто демонстративно закрыл свои квадратные метры, окошко или ларек, он больше там не появится. Просто вам нигде в Минске и в стране не дадут арендовать площади».
Взаимные угрозы сторон расцветили перспективы белорусской частной торговли. «Что будет», теперь знают обе стороны. Однако как в итоге решится вопрос с сертификацией товаров и созданием собственных оптовых баз, по-прежнему не очень-то понятно. Очевидно лишь, что пока цивилизованный бизнес у белорусской власти ассоциируется с «черкизоном».