USD
448.89₸
+0.080
EUR
477.93₸
+1.110
RUB
4.76₸
-0.010
BRENT
87.58$
+0.060
BTC
61618.60$
-30.500

Девальвация приведет к удорожанию и дефициту ГСМ

Девальвация тенге отразится на рынке ГСМ удорожанием или дефицитом бензина в Казахстане

Share
Share
Share
Tweet
Share
Девальвация приведет к удорожанию и дефициту ГСМ- Kapital.kz

Девальвация тенге отразится на рынке ГСМ удорожанием или дефицитом бензина в Казахстане. Цены на бензин, по мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, будут увеличиваться в два этапа. Первый раз цены поднимутся после 1 марта на 10-15%. К лету цены суммарно увеличатся на 25%.

До 1 марта 2013 года цены на ГСМ останутся прежними. Так, Узакбай Карабалин, министр нефти и газа РК, на пленарном заседании в мажилисе пообещал, что до первого квартала 2014 года в Казахстане не ожидается роста цен на нефтепродукты. Несмотря на то, что многие подвергают это обещание сомнению, г-н Егоров уверен в обратном.

По состоянию на 12 февраля страна располагает следующими запасами топлива: АИ-92 – 244 тыс. тонн, АИ-80 – 86 тыс. тонн, дизельное топливо – порядка 300 тыс. тонн. По словам министра нефти и газа, этих запасов Казахстану хватит приблизительно на 1,5 месяца – до начала апреля. Дальше Казахстан, по мнению Камиллы Манаковой, аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), столкнется с дефицитом. Причина в том, что значительная часть светлых нефтепродуктов импортируется в Казахстан из России, и при текущих ценах поставщики потеряют стимул продолжать завозить бензин.

По прогнозам АИРИ, АИ-92, самый ходовой тип бензина, подорожает до 140 тенге за литр; АИ-95 и АИ-98 взлетят выше 200 тенге за литр и ниже уже не опустятся. «Мера эта вынужденная», – подчеркнула г-жа Манакова. Дело в том, что, несмотря на наличие трех нефтеперерабатывающих заводов, Казахстан не в состоянии обеспечить себя бензином собственного производства и должен закупать значительные объемы из России.

Негативным образом на ценовой ситуации, по словам г-жи Манаковой, сказывается и ежегодное уменьшение объемов переработки нефти на казахстанских НПЗ. Причины сокращения всегда разные – то ремонт, то перманентная модернизация, то отсутствие сырья.

Проблема отсутствия сырья на отечественных НПЗ, по информации АИРИ, связана со сложившейся конфигурацией мировых цен на углеводороды, с налогово-таможенным режимом в нефтяной отрасли РК и формируемой на основе нерыночных механизмов стоимости нефтепродуктов внутри страны. Кроме того, обеспечение внутреннего рынка нефтью экономически невыгодно для недропользователей с учетом упущенной ими экспортной маржи. Фискальные меры поддержки, такие как пониженная ставка на налог на добычу ископаемых при поставках на внутренний рынок, действующие пошлина и рентный налог на экспорт сырой нефти, являются недостаточно эффективными. При текущей схеме поставки сырья на отечественные НПЗ, осуществляемой в рамках ежегодных обязательств недропользователей и утверждаемой МНГ РК, стоимость сырой нефти значительно ниже мировых котировок. «По этой причине недропользователи предпочитают продавать нефть за границу, оставляя внутренний рынок без сырья для производства топлива», – говорит г-жа Манакова.

В целом ценообразование топлива в Казахстане – многосоставное явление. Оно образуется за счет следующих факторов: покупная цена нефтепродуктов от дистрибьюторов нефтеперерабатывающих заводов, акцизы, затраты, необходимые на содержание объектов (автозаправочных станций и нефтебаз), а также остальные расходы компании – заработная плата работников компании, налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Механизм ценообразования ГСМ в Казахстане такой (возможны незначительные отклонения по процентным долям): стоимость сырья (нефть) – 57,7%, процессинг – 14%, акцизы – 1,2%, транспортные расходы – 5%, НДС от оптовой деятельности – 8,7%, НДС от розничной деятельности (АЗС) – 3,3%, корпоративный подоходный налог (КПН) от оптовой деятельности – 0,1%, КПН от розничной деятельности (АЗС) – 1,9%, прибыль от оптовой деятельности – 0,6%, прибыль АЗС – 7,5%.

При существующем механизме ценообразования недропользователи теряют значительные суммы при поставках нефти на внутренний рынок. В частности, при мировой стоимости нефти $100-110 за баррель расчеты нефтетрейдеров говорят о потерях в $140 за тонну, а расчеты АИРИ – о потерях до $200 за тонну. Так, например, в 2013 году стоимость реализации нефти АО «РД КМГ» на внутреннем рынке, по информации АИРИ, составляла 40 тыс. тенге ($263 за тонну, или $35,5 за баррель, при среднем курсе 152 тенге за $1), то есть близко к себестоимости добычи. Среднегодовая рыночная стоимость базового сорта Urals за тот же период составила 118,9 тыс. тенге, или $782 за тонну ($107,88 за баррель). Экспортный нетбэк АО «РД «КазМунайГаз» на условиях DAP нефтеперекачивающей станции им. Касымова при стоимости Brent $100-110 за баррель составляет $379,86-411,87 за тонну при транспортировке через нефтепровод Атырау – Самара, и $420,90-462,95 за тонну при транспортировке через КТК. В итоге финансовые потери компании по нетбэку на каждой тонне поставляемого по дисконту на внутренний рынок сырья могут достигать $157-200.

Как рассказала г-жа Манакова, основной объем поставок на внутренний рынок обеспечивается путем директивного давления на отечественных недропользователей в ущерб их экспортным возможностям. Упущенная экспортная маржа делает обеспечение внутреннего рынка нефтью еще более невыгодным предприятием.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.