В России снизили ценовой порог на беспошлинную стоимость заказанных через интернет товаров до 150 евро. Ранее этот показатель составлял 1 тыс. евро. В нашей республике данную норму еще не ввели. «В Казахстане такого решения еще нет, и нам не хочется, чтобы существующие сегодня нормативы были изменены», – говорит Мурат Жарилкаганов, заместитель председателя правления АО «Казпочта».
На сегодняшний день ограничения введены лишь в России, но в российской прессе активно обсуждается вопрос о возможности распространения аналогичного механизма на все три страны Таможенного союза (ТС).
В Российской Федерации обсуждаемые меры были приняты для борьбы с недобросовестными предпринимателями, которые беспошлинно ввозят товары не для личного пользования, а для последующей перепродажи. Правительство РФ, по всей видимости, будет активно пытаться лоббировать вопрос принятия Казахстаном аналогичного порога на беспошлинную стоимость заказанных в интернете товаров, так как видит угрозу серого потока посылок из нашей республики в Россию. Так, Михаил Евраев, замминистра связи и массовых коммуникаций РФ, в беседе с «РБК daily» выразил надежду на то, что российской стороне удастся переубедить коллег по ТС и те примут новые нормы.
Обеспокоенность российской стороны понятна, потому что Казахстан увеличивает почтовые поставки в РФ ежегодно, и наша республика в дальнейшем намерена их наращивать. Так, например, в августе 2013 года в пилотном режиме Казахстан начал доставлять почту маршрутом «Хоргос-Оренбург». К ноябрю 2013 года Казпочта вышла на минимальный объем доставки почты по этому транзитному маршруту. Уже сегодня по такому пути ежедневно следует 1 фура. В течение месяца национальный почтовый оператор готов пустить по этому маршруту еще одну фуру. Если темпы развития маршрутного пути сохранятся, то, по словам г-на Жарилкаганова, Казпочта в середине 2014 года по этому направлению запустит дополнительную фуру. Соответственно по пути «Хоргос-Оренбург» будет курсировать 3 фуры. В таком случае 20-25 тонн будет уходить из Хоргоса в Оренбург ежедневно.
Также на сегодняшний день Казпочта совместно с Российской почтой прорабатывает вопрос по налаживанию нового транзита «Хоргос – Новосибирск». Более того, Казпочта поставляет грузы в Россию и по железной дороге. По информации г-на Жарилкаганова, Казахстан намерен развивать и этот вид доставки почты в РФ.
Вводить новые ценовые пороги нашей республике не выгодно. Как заметил Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, в беседе с «РБК daily», Казахстан выступает категорически против снижения порога, в первую очередь из-за того, что почта республики спустя много лет стала рентабельной. «С середины 2000-х годов здесь, как и у нас, серьезно вырос поток посылок из зарубежных интернет-магазинов, в связи с чем себестоимость обработки почты резко упала», – пояснил он.
Действительно, по сравнению с прошлым годом рост входящих международных отправлений в Казахстан составил около 50%. Прирост по бандеролям и письменной корреспонденции составил 62%, по посылкам – 11%, по EMS – 8%. На сегодня объемы поступлений из Китая превышают поступления из России на 4%. Так, из России поступает 30% от общего объема посылок в Казахстан, а из Китая – 34% соответственно. По ожиданиям Казпочты, объемы посылок из этих двух стран будут расти. Перекрывать этот канал доходов для нашей страны будет по меньшей мере глупо.
Помимо снижения прибыли новые пороговые цены, по признанию Дианы Мелешко, советника заместителя генерального директора «Почты России», грозят определенными усложнениями в работе и финансовыми затратами как для почтовой, так и для таможенной служб.
Более того, после принятия новых норм, которые влекут за собой и изменения таможенного оформления, многие экспресс-операторы заявили о намерении прекратить доставку грузов для частных лиц в РФ. По данным экспресс-операторов, с января список документов для декларирования экспресс-грузов для физлиц увеличился и пополнился новыми требованиями. В результате возросли сроки таможенного оформления товаров, а, следовательно, – и их доставки получателям.