С развитием коммуникаций растет и их значение в общественной жизни. Благодаря интернету общественное мнение становится все более весомым. В качестве одного из ярких примеров можно привести международный сайт Avaaz.org, созданный с целью сбора петиций и давления на те судебные решения, которые кажутся обществу заведомо несправедливыми. Один из успехов этого сайта – 2 млн подписей, собранных с целью отменить наказание в виде избиения плетью для 15-летней девочки на Мальдивах. Суд в итоге отменил приговор. Но насколько такое давление законно? Может ли общественное мнение оказать влияние на судебный процесс и на решение суда?
Как подчеркивает адвокат Данияр Канафин, судья при отправлении правосудия должен быть независим от любого мнения, в том числе общественного. Подчиняется судья только Конституции и иным правовым актам.
В то же время юрист и правозащитник Евгений Жовтис в интервью «Капитал.kz» отметил, что, согласно Конституции, «источником власти является народ». И хотя бы поэтому мнение общества на то или иное дело, рассматриваемое в суде, может иметь вес. Однако формально общественное мнение не легитимно в судебных делах, потому что никак не представлено в суде. Одна из форм, когда общественное мнение официально представлено в суде, это суд присяжных. Но суд присяжных, частично действующий в стране, является не классическим. То есть решение принимается не исключительно присяжными, а с участием судьи, что, по мнению г-на Жовтиса, не дает возможности говорить о том, что граждане реально имеют своих представителей в суде. Поэтому, считает эксперт, у граждан не остается иного выбора, кроме как высказывать свою позицию по резонансным делам путем пикетов, подписей, голосований и других методов коммуникаций.
Адвокат, член президиума Республиканской коллегии адвокатов Гульнар Байгазина в интервью «Капитал.kz» сослалась на принцип гласности судопроизводства. Из этого принципа следует, что общество уже так или иначе вовлечено в судебный процесс. Никто не запрещает гражданам устраивать информационные кампании, поэтому они остаются в рамках закона. «Никто не застрахован от того, что окажется одной из сторон в суде. Потому бывает, что люди, оказавшись в такой ситуации, прибегают к PR-акциям, выступают в пресс-клубах. Вообще, гласность – один из важнейших элементов судопроизводства», – подчеркивает г-жа Байгазина.
Однако вовлечение общества в судебные дела должно иметь границу. По словам Данияра Канафина, переоценка позиции обывателя чревата неоднозначными последствиями. Общественное мнение иногда подвержено манипуляции, конъюнктуре, а так же – весьма изменчиво. «Вспомните процессы ведьм в средневековье или митинги, проходившие в поддержку сталинских репрессий. Нельзя вершить правосудие, поддаваясь какой-то коллективной истерии. В соответствии с общепринятым в цивилизованных странах принципом верховенства права, суд должен быть компетентным, беспристрастным и справедливым, все должны соблюдать требования закона и быть равны перед ним», считает Канафин.
И действительно, история знает примеры, когда чрезмерное упование на мнение общества приводило к серьезным последствиям. Помимо приведенных г-ном Канафиным примеров стоит также вспомнить «культурную революцию» в Китае, когда общество, поощряемое политиками, устраивало самосуды, которые в свою очередь привели к большому числу жертв. Но, конечно, это крайняя форма.
Гульнар Байгазина также отмечает, что сегодня в сравнении с прошлым опытом назначение судей стало более прозрачным процессом. «Сейчас каждый имеет право высказать мнение по кандидатурам судей. До того, как судья будет назначен Президентом, они должны сдать экзамены, пройти стажировку, затем их кандидатуры можно найти на сайтах соответствующих ведомств. Если есть какие-то темные пятна в биографии потенциального судьи, то эти факты могут стать предметом обсуждения, возможно оставить комментарий, - если люди интересуются этими назначениями, то – пожалуйста. Что касается адвокатов, которые хотят стать судьями, то их кандидатуры обсуждаются в коллегиях адвокатов и рекомендуются для участия в конкурсе Республиканской коллегией адвокатов», - говорит г-жа Байгазина.
По словам Евгения Жовтиса, общество ждет от судей законных, аргументированных решений. Поэтому, как считает эксперт, судья не должен ставить общественное мнение во главу угла, но, принимая решение, должен иметь его в виду.