USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
89969.70$
-544.000

Ужесточение техосмотра: станут ли безопаснее автомобили?

Ужесточение сроков прохождения технического осмотра направлено на обновление автопарка, однако проблему нужно копать глубже.

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ужесточение техосмотра: станут ли безопаснее автомобили?- Kapital.kz

На прошлой неделе газета «Казахстанская правда» сообщила, что техосмотр в Казахстане будет проходить с измененной периодичностью.

Согласно постановлению правительства, отныне обязательный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в центральном исполнительном органе по безопасности дорожного движения, проводится в ЦТО со следующей периодичностью:

1) каждые 12 месяцев – возраст которых 7 лет и более, включая год выпуска;

2) каждые 24 месяца – возраст которых от 3 до 7 лет, включая год выпуска;

3) каждые 36 месяцев – возраст которых до 3 лет, включая год выпуска.

При этом автобусы, микроавтобусы и такси, а также грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей, будут проходить обязательный техосмотр в Казахстане каждые шесть месяцев, независимо от форм собственности и года выпуска. Такие же условия прохождения техосмотра в Казахстане отмечены для автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов.

Кроме того, грузовые автомобили и прицепы к ним обязаны проходить обязательный техосмотр в Казахстане каждые 12 месяцев, независимо от форм собственности и года выпуска.

Ранее также сообщалось, что от техосмотра в Казахстане планируют освободить на четыре года новые автомобили, возраст которых не превышает четырех лет, включая год выпуска.

Автопарк старый, но не в этом дело

В принципе, ужесточение технического осмотра напрямую связывают с изношенностью имеющегося в Казахстане автопарка и с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), произошедших в силу технических причин.

Автопарк на самом деле изношенный.

Об этом еще в декабре 2013 года в интервью еженедельнику «Капитал.kz» рассказал президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. «По возрастному составу автопарк РК в основном состоит из автомобилей, срок службы которых свыше 10 лет, удельный вес автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, составляет 79%. Доля автомобилей со сроком эксплуатации более 3 лет, но не более 7 лет, равна 10%. Количество автомобилей со сроком эксплуатации не более 3 лет составляет 3% от общего количества», – подчеркнул тогда он.

Средний возраст автомобилей в Казахстане – 18 лет. Поэтому, по словам Андрея Лаврентьева, следует предположить, что большая часть авто находится в неудовлетворительном состоянии. Эти автомобили представляют собой реальную экологическую опасность.

Обычно, когда говорят об изношенности автопарка, сразу приводят статистику по ДТП. Так вот в 1991 году в Казахстане зарегистрировано 18,606 тыс. ДТП, в 2000 году – 11,304 тыс., в 2008 году – 13,739 тыс., в 2012 году – 14,168 тыс. Пик аварийности, надо заметить, случился тогда, когда по нашим дорогам в основном разъезжали автомобили еще советского производства. Потом пошел спад, так как автопарк обновлялся за счет массового ввоза иномарок. Следующая волна ДТП пошла с момента начала кризиса, и к 2013 году набрала приличный темп.

Но связывать рост количества ДТП только с техническим состоянием автомобилей все же нельзя, и потому ужесточение технического осмотра не снизит печальную статистику.

Чем больше «Лад», тем чаще техосмотр?

Возможно, ужесточение технического осмотра связано со структурой обновления казахстанского автопарка.

С того самого момента, когда Казахстан вошел в Таможенный союз, структура продаж новых автомобилей существенно изменилась. Так, с 2011 года российский автопром стал занимать в сегменте продаж новых автомобилей все большую долю. В 2012 году, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, автомобиль LADA стал лидером продаж.

По итогам 2013 года наибольшая доля рынка (37,4%) по-прежнему принадлежит российской «Ладе» с общим количеством продаж 57 тыс. единиц. Казахстан стал экспортным рынком №1 для автомобилей из Тольятти. Причем российские автомобили лидируют и в сегменте продаж коммерческой техники.

А так как качество сборки российских автомобилей еще не столь высокое, как у немцев или японцев, казахстанские власти ужесточили сроки прохождения технического осмотра. Вполне логично, если призадуматься.

Но дело не в ужесточении сроков техосмотра

Но, как нам кажется, дело не в том, чтобы постоянно ужесточать сроки технического осмотра. Нужно повышать качество технического осмотра, что, кстати, многое решит.

Можно, к примеру, взять на вооружение мировой опыт.

Так, в Европе полиция не имеет отношения к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро.

Надо отметить, что по стоимости техосмотра мы Европу догнали. Так, например, в Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт отводится 10 рабочих дней. Повторное обращение – со скидкой или бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту – так, в Великобритании запрещена эксплуатация машин с «американским» световым пучком.

Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4 лет. Машины старше четырех, но младше 10 лет проходят техосмотр раз в два года, старше 10 – раз в год. Такой регламент освидетельствования действует с 1996 года и рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение может грозить тюремный срок.

В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. За 40-45 евро они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует также опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.

В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим – на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему.

Но главное условие в Казахстане еще невыполнимо. А именно жесткий контроль над бизнесом, который занимается ТО, так как уровень коррумпированности чиновников пока зашкаливает. Как только решим проблему коррупции, бизнес перестанет делать на ТО просто деньги.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.