Серый импорт иностранных автомобилей стал головной болью таможенников Казахстана, России и Беларуси с тех пор, как внутренние границы трех стран открылись, а пошлины на ввоз машин из третьих стран резко выросли. Об этом говорили на встрече глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов и глава Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский в Минске 15 января, а неделей позже по данному поводу сделал заявление Комитет таможенного контроля (КТК) Казахстана.
«За последние два года наблюдается тенденция к увеличению фактов контрабанды транспортных средств. Так, в 2012 году по контрабанде транспортных средств возбуждено 104 уголовных дела по 105 транспортным средствам, в 2013 году – 191 уголовное дело по 645 транспортным средствам», – говорится в сообщении казахстанского ведомства, распространенном 22 января.
В комитете отмечают, что контрабанда транспортных средств совершается по нескольким схемам и маршрутам, в том числе из Монголии в адрес оралманов (им в течение 18 месяцев с момента получения этого статуса разрешен беспошлинный ввоз одного автомобиля), из Кыргызстана – под видом временного ввоза авто, а также из Европы через белорусскую границу. Последний путь, похоже, проторен лучше прочих.
«Иностранные автомашины временно ввозятся на территорию Беларуси из Литвы, Польши, Германии и других европейских стран и по подложным документам, как снятые с учета в ГАИ Беларуси, завозятся на территорию Казахстана без таможенной очистки, – объясняют белорусскую схему в КТК РК. – В Казахстане автомобиль уже легализуется на основании белорусского техпаспорта, регистрируясь в органах полиции, в последующем перепродается другому лицу».
Возмущение эта схема вызывает и у белорусских таможенников. «Предприимчивые граждане из других государств ввозили машину как бы для личных целей и соответственно ее декларировали, а потом уезжали к себе, – делился белорусской версией происходящего зампредседателя Гостаможкомитета Беларуси Юрий Брытков на встрече с журналистами. – Машина оставалась на территории ТС. После этого снова ввозился автомобиль, и гражданин опять возвращался. Автомобиль, ввезенный по «серой» схеме, разбирался на запчасти или продавался с перебитыми номерами. Таким образом, на территории ТС растворилась без уплаты таможенных пошлин и налогов не одна тысяча автомобилей».
Однако с 26 января движению «серых» автомобилей с белорусской стороны поставлен заслон. С этого дня вступил в силу указ президента РБ Александра Лукашенко №27 «О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования».
Указом устанавливается, что «физические лица, не имеющие постоянного места жительства в странах Таможенного союза, в случае временного ввоза в Республику Беларусь второго и последующих транспортных средств для личного пользования при наличии в таможенных органах Беларуси информации о нахождении под таможенным контролем ранее ввезенных ими на таможенную территорию ТС транспортных средств для личного пользования должны предоставить в таможенный орган Республики Беларусь обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов».
Другими словами, иностранец, ввозящий в Беларусь второй и последующий автомобили, должен оставить в залог на таможне ту сумму растаможки, которую бы он заплатил за автомобиль, если бы выпустил его в свободное обращение на территории Таможенного союза. Внести сумму на расчетный счет автовладелец может в любой удобной для него валюте, в отличие от таможенной пошлины, которая взимается только в белорусских рублях.
При своевременном вывозе транспортного средства (именно того, второго или последующего, на которое было оформлено обеспечение уплаты таможенных пошлин) деньги автовладельцу возвращаются. Тут, правда, есть нюанс: таможенные органы имеют право тянуть с возвратом обеспечения до 30 дней с момента вывоза авто. Однако белорусские таможенники заверяют, что на практике будет иначе: владелец якобы может заранее обратиться к ним с просьбой подготовить возврат обеспечения в определенную дату или же зарезервировать возврат еще при въезде, если точно знает, когда покинет страну.
Белорусская сторона полагает, что с принятием указа президента пресечет утечку миллионов долларов: если считать, что обычно растаможка одной иномарки обходится в $8-10 тыс., то, по самым скромным меркам, от владельцев безвременно пропавших автомобилей Беларусь недополучила $8-10 млн. Не так уж и мало, учитывая, что всего в 2013 году белорусская таможня за ввезенные физлицами автомобили собрала $355 млн.
С другой стороны, на неуплаченных пошлинах теряет не только Беларусь, но и страны – партнеры республики по ТС. И не потому, что большая часть «серых» авто изначально предназначается для России и Казахстана, а потому, что по Соглашению об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, собранные импортные пошлины делятся между государствами-партнерами в установленных долях: России отходит 87,97%, Казахстану – 7,33%, Беларуси – 4,7%. Так что в пресечении контрабанды заинтересованы все три стороны.
«Мы считаем, что свыше одной машины без обеспечения граждане ввозить не должны, – одобрил инициативу Минска г-н Бельянинов во время январского визита в Беларусь. – Однако мы должны принимать меры, которые не мешали бы перемещению граждан по территории сопредельных государств».
Глава Федеральной таможенной службы прямо не сказал, что Россия уже сейчас готова последовать примеру Беларуси, например, ввести аналогичный указ. По всей видимости, вопрос будет решаться на уровне Евразийской экономической комиссии. По данным белорусской стороны, «залоговые» поправки уже рассматриваются при обсуждении изменений в Таможенный кодекс ТС.