USD
443.44₸
EUR
480.51₸
RUB
4.88₸
BRENT
83.84$
-0.220
BTC
66343.30$

Общественное сознание мешает реализации инклюзивного образования в РК

Зачастую мы предпочитаем избегать или вовсе не замечать детей с особенностями в развитии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Общественное сознание мешает реализации инклюзивного образования в РК- Kapital.kz

Зачастую мы предпочитаем избегать или вовсе не замечать детей с особенностями в развитии. Мы привыкли закрывать глаза или не обращать внимание на их существование, в нашей действительности их попросту нет. К сожалению, с годами эта ситуация усугубляется несмотря на то, что на проблемы детей с особенностями в развитии обратило внимание государство.

Так, одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана, принятой до 2020 года, является совершенствование системы инклюзивного образования. Этот вид образования предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

Дело в том, что ребенок с ограниченными возможностями, получая образование в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что затормаживает его развитие. Такие дети, как и любые другие, нуждаются в образовании, воспитании и, самое главное, в общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в стандартные общеобразовательные школы и учиться вместе с другими детьми.

В то же время у здоровых детей появляются эмпатия, сопереживание и понимание, они становятся общительными. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

В рамках принятой в нашей стране образовательной программы половина детей от общего числа детей с ограниченными возможностями должна быть охвачена инклюзивным образованием. Однако у экспертов возникают сомнения относительно того, что этот показатель будет достигнут.

Так, по мнению представителей центра «Кенес», ситуация с реализацией идеи инклюзивного образования складывается не лучшим образом. В первую очередь, по словам представителей центра, не развито общественное сознание, в том числе и у родителей обычных детей. Многие родители и педагоги не понимают, что находиться рядом с детьми с особыми образовательными потребностями – это значит дать обычным детям не только образование, но и воспитать у них этические нормы, такие как доброта, забота о слабых, чувство справедливости.

«Если наше общество признает, что дети с особыми образовательными потребностями являются для нас лучшим ресурсом для воспитания обычных детей, то ситуация с внедрением инклюзивного образования изменится, мы научимся недискриминации детей с особыми нуждами, научимся ценить их возможности и создавать условия для повышения их качества жизни в системе образования», – считают в центре «Кенес».

Внедрению инклюзивного образования в Казахстане препятствует также отсутствие общереспубликанской программы социальной интеграции детей с особенностями развития. Более того, существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с особенностями развития и остальным детям. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор – специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения. Главной задачей сопровождающего является поддержание ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

Дополнительной сложностью в процессе организации инклюзивного образования является то, что между детьми с особенностями в развитии и обычными детьми достаточно трудно и медленно выстраиваются контакты. Также элементарно отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебных заведениях и автотранспорт для учеников с ограниченными возможностями, который позволял бы им добираться до места учебы и домой.

Для внедрения инклюзивного образования, по убеждениям специалистов из центра «Кенес», необходимо менять систему оценки знаний, умений и навыков детей в общей системе образования. Сегодня образовательная система просеивает детей сквозь сито и это позволяет оценивать детей не по их человеческим качествам, а только лишь по хорошим или плохим отметкам. Но получить хорошую оценку, по словам специалистов, не значит обладать творческим, математическим или пытливым складом ума или быть милосердным и справедливым, ее (оценку) можно получить вызубрив урок. Вот и получается, говорят эксперты, что дети не хотят учиться в наших школах, потому что их оценивают не за знания, а за усердие. «Опыт европейских стран, где нет акцентов на оценках, подсказывает нам, что все дети должны быть равными, а задача взрослых – понять и принять, что воспитание ребенка – это вторая незыблемая чаша весов наравне с образованием, которой в нашей стране пока нет», – заключили в центре «Кенес».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.