Зачастую мы предпочитаем избегать или вовсе не замечать детей с особенностями в развитии. Мы привыкли закрывать глаза или не обращать внимание на их существование, в нашей действительности их попросту нет. К сожалению, с годами эта ситуация усугубляется несмотря на то, что на проблемы детей с особенностями в развитии обратило внимание государство.
Так, одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана, принятой до 2020 года, является совершенствование системы инклюзивного образования. Этот вид образования предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении.
Дело в том, что ребенок с ограниченными возможностями, получая образование в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что затормаживает его развитие. Такие дети, как и любые другие, нуждаются в образовании, воспитании и, самое главное, в общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в стандартные общеобразовательные школы и учиться вместе с другими детьми.
В то же время у здоровых детей появляются эмпатия, сопереживание и понимание, они становятся общительными. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.
В рамках принятой в нашей стране образовательной программы половина детей от общего числа детей с ограниченными возможностями должна быть охвачена инклюзивным образованием. Однако у экспертов возникают сомнения относительно того, что этот показатель будет достигнут.
Так, по мнению представителей центра «Кенес», ситуация с реализацией идеи инклюзивного образования складывается не лучшим образом. В первую очередь, по словам представителей центра, не развито общественное сознание, в том числе и у родителей обычных детей. Многие родители и педагоги не понимают, что находиться рядом с детьми с особыми образовательными потребностями – это значит дать обычным детям не только образование, но и воспитать у них этические нормы, такие как доброта, забота о слабых, чувство справедливости.
«Если наше общество признает, что дети с особыми образовательными потребностями являются для нас лучшим ресурсом для воспитания обычных детей, то ситуация с внедрением инклюзивного образования изменится, мы научимся недискриминации детей с особыми нуждами, научимся ценить их возможности и создавать условия для повышения их качества жизни в системе образования», – считают в центре «Кенес».
Внедрению инклюзивного образования в Казахстане препятствует также отсутствие общереспубликанской программы социальной интеграции детей с особенностями развития. Более того, существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с особенностями развития и остальным детям. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор – специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения. Главной задачей сопровождающего является поддержание ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.
Дополнительной сложностью в процессе организации инклюзивного образования является то, что между детьми с особенностями в развитии и обычными детьми достаточно трудно и медленно выстраиваются контакты. Также элементарно отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебных заведениях и автотранспорт для учеников с ограниченными возможностями, который позволял бы им добираться до места учебы и домой.
Для внедрения инклюзивного образования, по убеждениям специалистов из центра «Кенес», необходимо менять систему оценки знаний, умений и навыков детей в общей системе образования. Сегодня образовательная система просеивает детей сквозь сито и это позволяет оценивать детей не по их человеческим качествам, а только лишь по хорошим или плохим отметкам. Но получить хорошую оценку, по словам специалистов, не значит обладать творческим, математическим или пытливым складом ума или быть милосердным и справедливым, ее (оценку) можно получить вызубрив урок. Вот и получается, говорят эксперты, что дети не хотят учиться в наших школах, потому что их оценивают не за знания, а за усердие. «Опыт европейских стран, где нет акцентов на оценках, подсказывает нам, что все дети должны быть равными, а задача взрослых – понять и принять, что воспитание ребенка – это вторая незыблемая чаша весов наравне с образованием, которой в нашей стране пока нет», – заключили в центре «Кенес».