Безусловно, чиновник министерства индустрии и новых технологий, заявивший, что Казахстан будет экспортировать электроэнергию только в случае ее профицита, не открыл Америку, но очертил, надеемся, недалекое будущее.
Бахытжан Джаксалиев, вице-министр индустрии и новых технологий РК, в ходе презентации проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики» заявил, что реализация электроэнергии за пределы Казахстана будет осуществляться только в случае ее профицита в Единой энергосистеме (ЕЭС) РК. Вице-министр также рассказал, что электроэнергия будет продаваться по цене не ниже, чем для потребителей РК, а приобретение электроэнергии, произведенной за пределами Республики Казахстан, – исключительно в случае наличия дефицита электроэнергии в ЕЭС страны.
Кроме того, законопроект устанавливает квалификационные требования к персоналу объектов электроэнергетики, определяет порядок введения временного управления электроэнергетическими предприятиями.
Лучше по уму, а не от безвыходности
По большому счету Казахстан неравномерно обеспечен электроэнергией. Так, северная зона является центром формирования ЕЭС Казахстана, здесь сосредоточена большая часть генерирующей мощности (72,5 %) и имеются развитые электрические сети 220-500-1150 кВт, связывающие ЕЭС Казахстана с ЕЭС России. Поэтому данная зона энергоизбыточна, за счет генерации электростанций зоны обеспечивается покрытие дефицитов южного региона республики и передача электроэнергии в Россию.
Западная зона Казахстана также частично закрывается электроэнергией, импортируемой из России.
Чтобы хоть как-то покрыть дефицит электроэнергии южных регионов, Казахстану пришлось построить и пустить в строй две линии транзита Север-Юг. Так как линии очень протяженные, то и потери электроэнергии в них значительные.
Оптимальным выходом из этой ситуации является строительство энергетических объектов в южных и западных регионах Казахстана, чтобы избыток электроэнергии в северных регионах экспортировать, например, в Россию. Это и недалеко и менее затратный путь, нежели осуществлять ее транзит в южные регионы.
Власти не сидят сложа руки
Естественно, такая ситуация не может устраивать власти. В частности, АО «KEGOC» уже реализовало и начало осуществлять ряд стратегически важных инвестиционных проектов. Среди реализованных проектов – модернизация национальной энергетической системы, завершенная в 2009 году, строительство второй линии электропередачи 500 кВт транзита Север – Юг Казахстана, завершенная в 2010 году, а также запуск Мойнакской ГЭС, подстанции 500 кВ «Алма» с присоединением к ЕЭС Казахстана линиями напряжением 500, 220 кВт, осуществленные в 2012 году. Среди реализуемых проектов на втором этапе модернизации национальной энергетической системы – строительство Балхашской ТЭС, реконструкция высоковольтных линий 220 кВт ЦГПП-Осакаровка, усиление связи Павлодарского энергоузла с ЕЭС Казахстана.
Кроме того, как отметил президент РК Нурсултан Назарбаев в начале апреля 2013 года в интервью газете China Daily, Казахстан и Китай разрабатывают четыре совместных энергетических проекта общей стоимостью $1,2 млрд. Они включают в себя ветро-, гидро- и солнечные электростанции.
Акцент на отдельные проекты
Понятное дело, власти делают акцент на отдельные проекты, которые существенно увеличат генерацию.
Среди наиболее значимых объектов – строительство Балхашской ТЭС и ряда атомных электростанций. В начале декабря 2013 года вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана Бахытжан Джаксалиев во время своей поездки в Южную Корею пообещал, что Казахстан к весне 2014 года определится со стоимостью проекта строительства Балхашской ТЭС. По его информации, проектно-сметная документация проекта передана на госэкспертизу.
«Мы полагаем, что весной 2014 года данная работа будет завершена. Это не говорит о том, что мы простаиваем. Сегодня в министерстве проводится работа по определению формулы цены электроэнергии. Сроки, которые нам определены на строительство ТЭС, будут выполнены», – добавил он.
Вице-министр отметил, что рынки заимствований для реализации указанного проекта еще не определены, однако выразил надежду, что для строительства ТЭС могут быть привлечены средства коммерческих банков республики и Банка развития Казахстана.
Вокруг строительства атомных станций (АЭС) уже несколько лет кипят споры. Общественность и экологи высказываются резко против строительства АЭС. Тогда как «Казатомпром» намеревался построить три такие станции в регионах Казахстана.
Вместе с тем нельзя не отметить настойчивость главы государства. Так, в январе 2013 года на совещании по итогам 2012 года и задачам по реализации «Стратегии-2050» он пояснял: «Мы должны иметь АЭС в Казахстане по разным причинам, не будем сейчас рассуждать об этом. И мы можем сейчас это сделать». Тогда же президент призвал правительство определить место строительства АЭС.
Год спустя, в январе 2014 года он еще раз подчеркнул необходимость строительства атомной электростанции. «Потребность в дешевой атомной энергии будет только расти», - сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства отметил, что Казахстан мировой лидер по добыче урана. «Мы должны развивать собственное производство топлива атомной электростанции и строить атомные станции в республике», – подчеркнул президент.
В начале этого года Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что правительству до конца первого квартала следует решить вопросы по размещению, источников инвестиции, сроков строительства атомной электростанции.
Все на самом деле может получиться
Так, согласно долгосрочной стратегии развития АО «KEGOC» на период до 2025 года, к 2015 году Казахстан должен получить 3 млрд кВт/ч электроэнергии, к 2020-му – 4,2 млрд кВт/ч, к 2025-му – 6,2 млрд кВт/ч. Значит, планы по экспорту электроэнергии вполне даже досягаемые.