Оказывается, чиновники хотят разрешить вузам готовить докторов наук за деньги, предоставить университетам практически полную независимость и ввести новые принципы выдачи государственных грантов, передает телеканал КТК.
Новации ради новаций?
По большому счету, реформы в казахстанской средней и высшей школе приобрели хронический характер или стали новациями ради новаций. Но все-таки некоторые из них оказались более-менее успешными.
Чтобы, например, повысить качество образования, министерство ввело единую вертикаль контроля качества. В мире данная вертикаль работает, и довольно успешно, у нас же сразу стали выявляться приписки: от контингента в дошкольных организациях до обеспеченности школ и колледжей компьютерами и другим оборудованием, уровня квалификации педагогов, потраченных на ремонт средств и прочих показателей.
Потом стали искоренять приписки. Контроль начал давать результаты: существенно повысились требования к педагогам, к учебному процессу. Было выявлено много школ и колледжей, не соответствующих условиям лицензий. Понятно, что это вызвало определенное недовольство на местном уровне. Другое дело, что за качество образовательной системы наконец-то взялись не только «сверху», но и «снизу». Местным органам власти, под чьим непосредственным управлением находятся те же школы, пришлось срочно менять подходы, закручивать гайки.
Следующим заметным новшеством стало совершенствование Единого национального тестирования (ЕНТ). В частности, это введение вопросов не на информацию (которая заучивается механически), а на логику. Такие вопросы требуют от выпускника не вспоминать то, что он зазубрил, а думать. Не самая значительная, на первый взгляд, поправка в подходах к ЕНТ сразу же нанесла удар по устоявшейся практике «натаскивания» учеников старших классов по вопросам ЕНТ, по зубрежке ответов в ущерб последовательному изучению и повторению предмета.
В итоге заметно упал средний балл ЕНТ. Результаты явно стали более объективными.
А потом ввели комплексное тестирование для выпускников колледжей при поступлении в вузы. Ранее выпускники колледжей принимались в вуз по результатам собеседования, а многие поступали просто по спискам. В итоге сложилась, по сути, коррупционная цепочка, позволяющая при желании не только обойти какую-либо проверку знаний при поступлении в вуз, но и «сэкономить» один или даже два года обучения, поступая сразу на второй-третий курс вуза. Введение комплексного тестирования сразу же втрое сократило число поступающих через колледжи.
Получалось, что учитель, вместо того, чтобы качественно готовиться к преподаванию, вынужден ежегодно внедрять новации, большая часть из которых качество образования не повышает. При этом любой новый министр образования пытается внедрить что-то свое, только ему свойственное. Из-за этого ни школы, ни вузы никак не могут прийти к общему знаменателю и, наконец, остановиться, подумать, проанализировать уже сделанное.
Перетасовать карты
Теперь в Минобразования хотят разрешить вузам готовить докторов наук за деньги, предоставить университетам практически полную независимость и ввести новые принципы выдачи государственных грантов.
Кроме того, чиновники предлагают повысить зарплату преподавателям, а также выделить дополнительные средства для подготовки главных менеджеров учебных заведений – ректоров.
«Давайте тогда пойдем дальше. Давайте специально тогда готовить президента для страны. Давайте специально обучать министров, директоров заводов отдельно. Понимаете о чем речь? Что значит – обучать ректоров? Еще тратить на это государственные деньги. Ректор должен сам пройти карьерные ступени и сам должен пройти весь путь», – заявила на заседании парламента председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева.
Если позволить вузам готовить докторов наук за деньги, то такую степень будут получать все, у кого есть деньги. Это приведет к нивелированию научной степени, а докторов наук станет в Казахстане больше, чем во всем остальном мире.
Вопрос предоставления полной независимости вузам тоже довольно спорный. Для чего достаточно посмотреть, что творится в частных и еще имеющихся национальных вузах, где студенты давно поделены на две касты: те, кто учится на государственном гранте, и те, кто учится за собственный счет. При этом основная общественная и иная нагрузка падает на первых, тогда как вторым прощается многое, если не все.
Полная независимость вузов – это прямой путь к социальному расслоению в сфере высшего образования. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе и тем самым обеспечивающие функционирование вуза и его материальный достаток, станут лицами неприкасаемыми. Студенты, обучающиеся на государственном гранте и от которых практически нет финансовых вливаний, станут людьми второго сорта.
Полная независимость вузов – это прямая дорога к расслоению самих вузов. Те, кто получит активы национальных вузов с довольно обширной материально-технической базой, станут богатыми вузами, те, кто этих активов не получит, будут влачить жалкое существование.
Что же касается повышения зарплат преподавателям, то этот вопрос сродни вопросу повышения зарплат полицейским. Если ни первые, ни вторые не могут с должным качеством выполнять свою работу, то просто повышение зарплаты ничего не даст.
И тогда нужно сделать так, как во всем остальном мире. Практически везде существуют и государственные, и частные вузы. Вопрос лишь в том, чтобы наладить честное государственное регулирование.
Если вуз не справляется со своей работой, лицензии нужно отзывать. Тогда у вузов появится потребность в повышении качества образования.
В противном случае все попытки реформировать образование будут, как и раньше, новациями ради новаций. А кому они нужны?