Покусились на «святая святых»
АВТОР

23.01.2014 • 00:59 3983

Покусились на «святая святых»

Беларусь намерена завалить Россию и Казахстан китайско-белорусскими автомобилями Jeely

Очень скоро россияне и казахстанцы в массовом порядке станут пересаживаться с европейских иномарок и «жигулей» на китайско-белорусские «джили» (Jeely). Этот наполеоновский план преследует указ президента Беларуси Александра Лукашенко об организации производства легковых автомобилей, который он подписал 16 января.

Указ предусматривает, что в соответствии с Меморандумом о развитии сотрудничества в сфере организации производства легковых автомобилей, который ранее заключили белорусский минпром и китайская корпорация «Джили», до 1 июля 2019 года под Борисовом (Минская область) будет построен завод мощностью 120 тыс. легковых автомобилей в год. Проект оценивается примерно в $650 млн, в том числе инвестиции в основной капитал запланированы в размере $450 млн. Предполагается, что 90% продукции пойдет на экспорт, прежде всего – в Россию и Казахстан.

Вообще-то, «джили» в Минской области уже собирают. Первый этап этого проекта стартовал в декабре 2011 года, когда было учреждено белорусско-китайское совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) «БелДжи» по сборке легковых автомобилей и СЗАО «Союзавтотехнологии» по производству автокомпонентов. Оба предприятия стали резидентами свободной экономической зоны «Минск».

По плану, сначала на арендованных у борисовского ОАО «Автогидроусилитель» площадях должна быть организована сборка 10 тыс. легковых автомобилей в год из машинокомплектов высокой заводской готовности, импортируемых из Китая.  Всего по такой технологии до 2015 года должно быть выпущено 28,9 тыс. машин.

В дальнейшем, до конца 2015 года, намечается создание автомобильного завода полного технологического цикла, состоящего из роботизированных сварочного, покрасочного и сборочного производств, мощности которого рассчитаны на выпуск 60 тыс. автомобилей в год.

Позже, в 2016-2017 годах, вместе с наращиванием мощностей до 120 тыс. машин  в год предусматривается создание кузовоштамповочного цеха, основная задача которого – обеспечение деталями кузовов сварочного производства.

Выпуск первых авто запоздал, но все же, если судить по отзывам Лукашенко, проект стартовал успешно. В марте 2013 года с борисовского конвейера сошел седан SC7, через несколько месяцев – кроссовер Emgrand X7. Цена первого составила от  $13 тыс., цена второго – от $19 тыс.

Белорусская мечта

«То, о чем мечтали многие белорусы, и прежде всего я, свершилось, – торжественно объявил Лукашенко на встрече с премьер-министром Михаилом Мясниковичем за день до подписания указа. – Белорусский автомобиль мы произвели вместе с нашими китайскими друзьями и вроде бы, по моим данным, примерно 2,5 тыс. продали в этом году. И спрос на подобный тип автомобилей имеется не только в Беларуси, но и за пределами нашей страны».

Президента пришлось поправлять: во-первых, меньше 2,5 тыс. авто, во-вторых, не продали, а собрали.

Сколько же  удалось продать, неизвестно. По данным завода «БелДжи», в минувшем году 461 машина была продана внутри страны, 1015 автомобилей было отгружено в Казахстан, 235 – в Россию.

Отгружено – не значит продано. Просто белорусским предприятиям в условиях пониженного спроса очень важно перегонять продукцию на склады иностранных дилеров, чтобы отчитаться перед статистиками. В случае с «джили» разгрузиться, по-видимому, удалось только под занавес 2013 года. По данным Белстата, на 1 декабря на складах  числилось 1546 легковых авто из 1996, выпущенных за 11 месяцев года.

Но в грезах Лукашенко о белорусском автопроме – будущем конкуренте российского АвтоВАЗа – нет и  тени сомнения.

«Вы прекрасно понимаете, что мы, производя в Беларуси с китайскими друзьями этот автомобиль, вторгаемся в «святая святых», прежде всего России. Мы будем его продавать по всему миру, в том числе в России и Казахстане», – мечтает вслух белорусский президент.

По его словам, произвести «джили» в намеченные сроки и в намеченных объемах – «дело нашей чести», и этот проект по важности стоит в одном ряду с освоением космоса и строительством АЭС.

 «Автомобиль хороший, он пользуется спросом, – рекламировал «джили» Лукашенко. – Значит, надо его производить и продвигать. Более того, немало наших крупных предприятий получают заказы на производство комплектующих. То есть это очень важный наукоемкий инновационный проект, и мы его обязательно должны реализовать».

Стоимость добавят коврики

Более сдержанно высказывается премьер-министр Беларуси Мясникович. Он признает, что условия реализации проекта непростые, так как только в России легковые автомобили собирают около тридцати предприятий. Поэтому, дескать, белорусам надо работать как над сокращением издержек, так и стремиться к тому, чтобы в Беларуси формировалась максимальная добавленная стоимость.

Правда, как это делать – непонятно. Планы на локализацию производства у белорусского правительства довольно скромные: от силы 30%.

«В соответствии с нормативно-правовой базой нам необходимо иметь на промсборке 30% и более, – ознакомил с задачей Мясникович. – Мы полагаем, что за счет кузова (сборки, покраски и сварки) мы обеспечим около 30%. Не менее 20% мы сделаем локализацию за счет автокомпонентов и резинотехнических изделий».

Форумчане, которые сейчас активно обсуждают новый автомобиль, на этот счет шутят: «Китайские машины мы оснастим белорусскими ковриками».

Достаточно скептически оценивают перспективы белорусского «джили» и эксперты. Они указывают на сокращение емкости ниши бюджетных автомобилей в связи с кризисом. Так, в России – основном потенциальном покупателе борисовских «джили» – продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году сократились на 5,5%, до 2,78 млн штук.

Что касается Казахстана, то здесь не только покупатели, но и конкуренты. Речь о заводе в Усть-Каменогорске, который сейчас строят ОАО «АвтоВАЗ» и АО «Азия Авто Казахстан»: уже в 2016 году там планируется начать выпуск автомобилей Lada Granta и Lada Kalina New. Причем доля содержания товаров Таможенного союза в конечной продукции завода должна составить более 90%. Белорусские эксперты предлагают сравнить ее с планируемой 30-процентной локализацией борисовского «джили».

Не добавляет оптимизма и перспектива платить в России утилизационный сбор, который будет увеличивать цену автомобиля. К слову, Лукашенко, понимая, что вторгается в «святая святых», интересовался реакцией российского автопромовского лобби. «Думаю, что надо и китайских товарищей к этому подключать, и решать эту проблему (утилизационного сбора в России – прим. авт.), если она существует», – советовал Лукашенко.

Политика против экономики

В правительстве Беларуси грядущие проблемы со сбытом авто видят, но надеются, что с Россией удастся договориться. В том числе политическими методами. «Чтобы обеспечить должный уровень доходности и конкурентоспособности, эти вопросы будут решаться и экономическими, и политическими методами», – заверял белорусского президента премьер-министр.

Похоже, что в политической плоскости лежат не только вопросы конкурентоспособности проекта, но и сам проект китайско-белорусского автомобилестроения. И не столько доходность будущего завода была важна Минску при заключении соглашения, сколько укрепление стратегического партнерства с Пекином.

Ведь известно, что белорусско-китайская дружба для Лукашенко – это отдушина в напряженной атмосфере борьбы за российские и западные преференции и кредиты. В отличие от Европы, китайцы не «шантажируют» Минск требованием освободить политзаключенных, в отличие от Москвы, не требуют  подписания интеграционных соглашений. От Пекина, правда, не дождешься «живых» денег, зато он с легкостью дает Беларуси связанные кредиты – на модернизацию белорусских предприятий, покупку техники и оборудования, разумеется, китайского производства. Кредитная линия, открытая Китаем для реализации инвестпроектов в Беларуси, составляет $16 млрд.

Китайские чиновники, депутаты и бизнесмены запросто встречаются с белорусским президентом. Китайские рабочие строят в Беларуси жилые комплексы и гостиницы, реконструируют заводы и ТЭЦ. Под строительство китайско-белорусского технопарка, невзирая на протесты населения, выделено 80,5 кв. км земли в живописных местах под Минском, будущим предприятиям гарантированы беспрецедентные налоговые льготы.  В общем, как говорит Лукашенко, «Беларусь и Китай вышли на беспрецедентный уровень взаимного доверия и поддержки в двусторонних отношениях», «опора на Китай для Беларуси – это подарок».

И, конечно, это совсем не подарок для России. Нарастающее китайское присутствие в Беларуси, на западной территории Таможенного союза, не может импонировать Кремлю. И очевидно, что  белорусское обещание Пекину открыть  для «джили» 170-миллионный рынок Таможенного союза еще встретит противодействие Москвы.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Джили Лукашенко китайские авто коврики для авто АЭС Казахстан

23.01.2014 • 00:59 3983

Поделиться
Покусились на «святая святых»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus