Лишь в начале нового года консорциум North Caspian Operating Company (NCOC), оператор северокаспийского проекта, начал предварительное обсуждение возможных технологических сценариев для безопасного запуска добычи нефти на месторождении Кашаган. Об этом сообщила пресс-служба консорциума. Относительно времени и средств, которые будут необходимы для повторного и теперь уже безопасного запуска добычи на месторождении, в официальном сообщении не говорится ничего, кроме того, что сценарии будут в большой степени зависеть от результатов интерпретации данных, а также ряда других факторов.
У независимых аналитиков не вызывает сомнений, что очередной запуск добычи на Кашагане потребует дополнительного финансирования. «Ремонтные работы по устранению утечки газа и более тщательной подготовке оборудования потребуют средств, но вряд ли они будут значительными, особенно по сравнению с тем, сколько уже вложено в освоение месторождения», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент».
По подсчетам Анны Кокоревой, аналитика компании «Альпари», стоимость реализации проекта с учетом последних данных по работам, которые проводят на месторождении, может увеличиться на 5%. Объем инвестиций в проект на сегодняшний день достиг почти $50 млрд. Соответственно, проводимые сегодня работы на месторождении могут обойтись в $2,5 млрд.
Непосредственно добыча на Кашагане, по мнению г-на Баранова, возобновится в этом году. По его информации, возможное возобновление добычи намечено на конец января – начало февраля. Консорциум, по ожиданиям эксперта, будет постепенно наращивать добычу и одновременно продолжать работы по обустройству месторождения. «Есть четкий план освоения этого месторождения, которого акционеры проекта будут придерживаться», – уверен Дмитрий Баранов. Учитывая, что основная инфраструктура на месторождении уже создана, то, по мнению эксперта, если не возникнет новых технических проблем, месторождение практически сразу может выйти на коммерческую добычу нефти.
Начало коммерческой добычи, как отметила г-жа Кокорева, позитивно отразится на экономике Казахстана, но для выхода на этот уровень придется еще немного подождать. Анна Кокорева напомнила, что срок окупаемости инвестиций в проект достаточно большой и составляет примерно 10-15 лет. Естественно, что с отсрочкой начала коммерческой добычи на месторождении отодвигается и время получения дивидендов, на что правительство Казахстана отреагировало резко. Так, Узакбай Карабалин, министр нефти и газа, сообщил, что на разработчиков месторождения Кашаган будет наложен ряд штрафов как за нанесение экологического ущерба из-за аварии, так и за приостановку работы месторождения. Министр рассказал, что санкции и штрафы будут наложены на разработчика месторождения согласно соглашению. В первую очередь, по словам г-на Карабалина, на консорциум будут наложены штрафы за экологические нарушения. Министерство окружающей среды и водных ресурсов, по информации министра нефти и газа, уже провело несколько встреч с подрядчиками, и в скором времени будут известны размеры экологических штрафов.
Но называть возможные размеры штрафных санкций за приостановку добычи на месторождении министр не стал, сославшись на конфиденциальность норм соглашения.
Напомним, что добыча нефти на месторождении Кашаган началась 11 сентября 2013 года. Однако 24 сентября эксплуатация месторождения была приостановлена после обнаружения утечек газа из наземного трубопровода, идущего с острова «Д» на завод «Болашак». Позже утечка газа была устранена, а добыча возобновлена. Но 9 октября 2013 года добычу вновь приостановили в связи с обнаружением очередной утечки газа. После ремонта поврежденного соединения было проведено гидроиспытание под полным контролем, в ходе которого были выявлены другие места потенциальных утечек газа. Затем началось тщательное расследование, в ходе которого было установлено, что причиной утечки газа является сульфидное растрескивание трубопровода.
В настоящее время изучается причина возникновения растрескивания под воздействием сульфидов. Так как в результате лабораторных анализов фрагментов трубы, проведенных в условиях смоделированной реальной производственной среды, было сделано заключение, что спецификации материала газопровода рассчитаны на применение в условиях месторождения Кашаган. В сообщении, распространенном пресс-службой консорциума, говорится, что технические характеристики полностью соответствуют стандартам Национальной ассоциации инженеров-специалистов по коррозии, а также лучшей мировой практике эксплуатации нефтяных месторождений. Более того, в пресс-службе рассказали, что трубопровод специально спроектирован для эксплуатации в среде с расчетным содержанием сероводорода и наличием воды. Этот фактор также является немаловажным, так как в кашаганской нефти содержится высокий процент серы.
Изначально многие эксперты утечку газа на трубопроводе связывали с образованием гидрата газа. Но в своем официальном заявлении пресс-служба консорциума опровергла данное предположение. В пресс-службе объяснили, что гидраты образуются, когда компоненты природного газа вступают в соединение с водой и застывают при температурах выше точки замерзания воды. Это может вызвать частичную или полную закупорку газотранспортных трубопроводов. Растрескивание под воздействием сульфидов не может быть связано или вызвано образованием гидрата.