Идею о создании союза, который мог бы стать противовесом Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК) обсуждают давно. И вот в конце 2013 года страны – участницы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) подписали меморандум о создании энергетического клуба. Решение о создании энергетического клуба не было легким. Обсуждение создания неформальной дискуссионной площадки по вопросам энергетики страны – участницы ШОС вели более пяти лет. В итоге соглашение подписали заместители министров энергетики России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Китая, Монголии, Индии, Афганистана, Турции и Шри-Ланки.
По имеющимся данным, в энергоклуб смогут войти представители власти, ученые и бизнесмены. В рамках созданной площадки будут обсуждаться вопросы производства, спроса и потребления энергоресурсов.
Однако шансы стать противовесом ОПЕК у недавно созданного клуба, по оценкам экспертов, невелики.
Подобные объединения создаются с целью отстаивания общих интересов и налаживания взаимодействия в том или ином секторе. Но на сегодняшний день этот союз, по мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, вряд ли может что-то привнести членам объединения. Свою точку зрения эксперт объясняет тем, что взаимосвязи в энергетическом секторе уже налажены и без помощи энергоклуба. Объединение, по его словам, принесет лишь очередную структуру с раздутым штатом, а, соответственно, и затраты на его содержание. По предположению Олега Егорова, никаких полезных результатов в виде конкретных проектов ожидать от такого союза не стоит.
«Влияние этого объединения в обозримом будущем будет незаметным даже на политику членов данного клуба, не говоря уже о мировом рынке», – уверен Сергей Смирнов, аналитик в нефтяной сфере. Указанное объединение, по мнению аналитика, пока функционирует в формате протокола о намерениях. И в этом случае совершенно неважно, какие намерения и цели преследует этот союз.
Более того, г-н Смирнов сомневается в том, что энергоклуб ШОС с годами приобретет авторитет и будет влиять на мировой энергетический рынок. В этом объединении, на его взгляд, личные интересы будут доминировать над общими, это проблема всех наших интеграционных организаций. «Участники подобных организаций норовят за счет других что-то приобрести, но в итоге никто ничего не получает», – считает Сергей Смирнов.
В первую очередь, по мнению эксперта, нужно наладить взаимоотношения внутри объединения. Пока в этих организациях не поймут, что необходимо отдать что-то малое, чтобы получить большее, результатов от подобных объединений ждать не стоит.
Работа объединения, считает г-н Егоров, будет эффективной лишь в том случае, если этот орган будет принимать решение о строительстве каких-либо объектов в энергетической сфере, по объемам финансирования подобных проектов и по срокам их реализации. Но пока непонятно, будет ли это объединение решать такие задачи.
В отношении отстаивания своих интересов в энергетической сфере Казахстану гораздо выгоднее создавать аналогичное объединение в рамках Таможенного союза (ТС). В первую очередь это будет выгодно для электроэнергетической сферы республики. Однако на данный момент в рамках ТС обсуждается лишь создание общего рынка нефти и газа Беларуси, России и Казахстана. Этот рынок может быть сформирован к 1 января 2015 года. Создание общего рынка нефти и газа мотивируют тем, что нефтегазовая сфера входит в систему глобальных интересов всех трех стран – участниц ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП).