USD 384.97₸
EUR 427.12₸
RUB 6.04₸
BRENT 64.39$ ↑ +1.550
BTC 7544.70$ ↑ +0.009
ETH 151.05$ ↑ +0.022
LTC 45.75$ ↑ +0.008
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяБизнесОтечественные интернет-проекты не нуждаются в иностранных инвестициях

Отечественные интернет-проекты не нуждаются в иностранных инвестициях

В последние годы в Казахстане создается много интересных интернет-проектов

В последние годы в Казахстане создается много интересных интернет-проектов, наиболее успешными из них являются проекты в сферы онлайн-торговли. Вероятность того, что в нашей республике в будущем могут появиться успешные проекты, не связанные с интернет-торговлей, по мнению некоторых экспертов, крайне мала и уж тем более ничтожна надежда на то, что отечественные интернет-проекты смогут привлечь иностранные инвестиции. Но существует и совершенно противоположное мнение.

Сегодня в Казахстане действительно чаще встречаются интернет-проекты в области e-commerce, чем в любой другой области интернета. Более того, по прогнозам Processing.kz, рынок e-commerce в РК будет уверенно расти и успешно развиваться. Так, в 2014 году процент e-commerce от рынка Казахстана, по ожиданиям Processing.kz, составит 2,7%. И уже в 2015 году этот показатель вырастет на 1,3%, соответственно, будет равен 4%. Однако, по мнению Анны Осиповой, партнера в iStartUP.kz, это совсем не значит, что Казнет будет развиваться лишь в указанной сфере.

Г-жа Осипова уверена в том, что будут появляться все новые и новые магазины, вместе с тем будет расти конкуренция в данном сегменте, а значит, количество очень скоро перейдет в качество. При этом будущее Казнета, по словам г-жи Осиповой, не будет сильно отличаться от пройденных путей США и Европы, разница лишь в периоде прохождения этого пути. По ее мнению, нас ждет «IT-эпоха появления и потребления умных вещей»: холодильника, дающего возможность заказать еду через интернет или  считающего съеденные вами калории (который уже есть), товаров для «умного и экономного дома», искусственных цветов, очищающих воздух и вычисляющих концентрацию веществ в нем, или камер, передающих изображение на смартфон о том, что происходит в вашем доме, когда вас в нем нет. «Вот он – мировой тренд, который и нас вскоре затронет», – говорит она.

Потенциал Казахстана в области создания успешных интернет-проектов г-жа Осипова расценивает как высокий. «Последние три года тренд в IT-секторе в пользу появления новых проектов идет динамично вверх», – отметила она. Каждый день создаются новые интернет-магазины, сервисы по оплате услуг, геолокационные рекламные проекты, online-игры. Действующие в offline бизнесы все больше стали обращать внимание на интернет-направление и применять новые технологии в своих компаниях. Более того, г-жа Осипова настаивает на том, что отечественные интернет-проекты способны привлечь иностранные инвестиции. «За то время, что я работаю в этом секторе, мы с партнерами видели не один весьма интересный проект, и я знаю многих, кто уже привлек инвестиции в свои стартапы», – говорит она.

Однако Анна Осипова не уверена в том, что отечественные проекты нуждаются в иностранных инвестициях. Свою точку зрения эксперт объясняет тем, что нехватки денег на нашем рынке нет. Более того, есть различные проекты, которые оказывают помощь интернет-стартапам.

Одним из таких проектов является iStartUp.kz – это общественный фонд и акселератор, который на протяжении 3 лет работает в сфере IT-стартапов. Основная задача стартап-акселератора и фонда заключается в отборе лучших проектов страны, которым впоследствии оказывают интенсивную помощь посредством персональных менторов и международных экспертов. Также проект помогает стартапам с получением грантов на посевной этап, делать из идеи работающий инструмент и вывести на потенциальных инвесторов.

Механизм отбора стартапов включает в себя следующие последовательные этапы. В первую очередь регистрация проекта  на сайте istartup.kz, затем эксперты проекта iStartUp.kz проводят отбор проектов и в указанные сроки приглашают стартапы на смотр в рамках iStartUp Lounge – это вечер, проходящий в одном из заведений города, на который приглашают авторов 3-4 успешных проектов из Казахстана или других стран рассказать о том, как они построили свой бизнес. А потом проходит смотр тех самых проектов, которые подавали заявки. Либо другой вариант, когда отбор происходит в рамках конференций, проходящих при поддержке iStartUP. Далее по итогам готовых активностей по сбору стартапов в первых числах января приглашают тех, кто прошел первичный этап, и выбирают уже среди них 10-12 команд, которые могут бесплатно пройти обучение в акселераторе iStartUP School с января по март и потом уже представить свои стартапы на конференции InvestorDay в апреле перед фондами и инвесткомпаниями.

Требования к проектам также просты – новизна или  актуальность идеи для нашего рынка и наличие команды.

Кроме того, в нашей республике работает инвестиционная компании the FARM. Как рассказал Рустам Халиков, управляющий партнер the FARM, это венчурная инвестиционная компания, которая инвестирует, развивает и управляет IТ-проектами на развивающихся рынках. «Мы инвестируем в проекты на разных этапах развития, от идеи до выхода на новые рынки», – подчеркнул он.

Сегодня, по словам г-на Халикова, очень много людей заинтересованы в развитии и инвестировании в IТ-сектор, однако большинство людей недооценивает все риски и сложности. «По этой причине мы тщательно отбираем как свои проекты, так и партнеров», – говорит Рустам Халиков.

Привлечением новых идей и проектов занимается вся управляющая команда компании посредством участия в различных международных конференциях и выставках, профессиональных организациях и форумах, путем проведения различных мероприятий на собственной площадке the FARM, а также выстраивания партнерских отношений с региональными инвестиционными компаниями и инкубаторами.

До принятия решения о запуске нового проекта или инвестирования в существующие проекты компания проводит тщательный анализ самого проекта, рынка и потенциала. Такие решения в компании принимает инвестиционный комитет, состоящий из акционеров и директоров.

Требования, которые компания предъявляет к потенциальным проектам, следующие: актуальность идеи\сервиса, наличие успешно реализованных аналогов в мире, сильная команда (как минимум 2-3 ключевых руководителя), возможность запуска проекта более чем в одной стране (возможность масштабирования), выход на самоокупаемость до 12 месяцев, стабильный денежный поток после первых 12 месяцев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.