В конце прошлого года премьер-министр Казахстана Серик Ахметов поручил министру индустрии и новых технологий РК Асету Исекешеву подготовить программу по развитию отечественного консалтинга.
«Понятно, что это мировые компании и нам нужно знать их мнение. Но мы вопросами локализации наших консалтинговых услуг практически не занимаемся. На это надо обратить особое внимание, – считает г-н Ахметов. – Нам нужны инженерно-технические кадры. Мы идем на форсированную индустриализацию. Делаем диверсификацию нашей экономики. Нам нужно дуальное образование, нам нужно профтехобразование. Чем сейчас мы и занимаемся. Есть целые программы, но тем не менее я знаю многие консалтинговые компании, работники которых получили образование за рубежом и имеют такую возможность», – подчеркивает глава кабмина.
Опрошенные «Капитал.kz» эксперты отрасли поддерживают инициативу премьера (см. «Капитал.kz» № 47 от 19 декабря 2013 года). Однако сами потребители консалтинговых услуг, то есть отечественные предприниматели, делают несколько своих ремарок относительно инициативы Правительства РК.
Бизнес изменился, полагает Сакен Садвакасов, проектный менеджер группы компаний «Казахмыс», он уже не так юн и наивен, как это было раньше, и ожидает получения профессиональных услуг, тем более что сейчас уже в менеджменте появились специалисты, которые гораздо точнее могут сформировать требования, выдвигаемые консалтингу, и оценить результаты и качество услуг. Кто-то получил образование на Западе, кто-то сам пришел из профессионального консалтинга, а кто-то просто проработал в компании долгое время, шаг за шагом развивая в себе чувство рынка и решая задачи, требующие развития и улучшения в конкурентной среде.
«Однако отечественный консалтинг, к сожалению, все еще полагается на то, что рынок все такой же сложный, не всегда прогнозируемый, и нас никто не ждет здесь», – замечает г-н Садвакасов.
Консалтинг – это, во-первых, умение проанализировать сложившуюся ситуацию и верно сформулировать проблему. Во-вторых, это умение проанализировать весь существующий доступный внешний опыт и предложить варианты решений. Отсюда и ограничения на тех, как считает Серикбай Бисекеев, президент ГК «Арман Холдинг», кто называет себя консультантами. Консультанты должны обладать высокими аналитическими способностями, умением работать с материалом, с фактами, умением задавать вопросы. Кроме этого, у них должен быть реальный и разнообразный опыт, в идеале мировой, который даст возможность не изобретать велосипед и не повторять чужих ошибок. «Поэтому я всегда смотрю на то, что человек в реальности умеет, чего он сам уже добился, каков его собственный опыт, как он мыслит, рассуждает», – уточняет эксперт.
Также очень важно, по мнению г-на Бисекеева, соответствие взглядов консультантов вашей корпоративной культуре. Консультант должен подходить именно вам, понимать ваши цели, вашу философию. Тогда он реально сможет обогатить ваши знания и подсказать решения, подходящие именно вашему бизнесу.
«Если бы я выбирал консультантов для бизнеса в Казахстане, то брал бы тех, кто имеет разнообразный мировой опыт, имеет доступ к международным практикам, но при этом уже применял это в Казахстане, понимает местную специфику и хорошо чувствует страну», – заметил президент ГК «Арман Холдинг».
Для повышения качества предоставляемых услуг отечественными консалтинговыми компаниями, по мнению представителей бизнеса, следует привлекать в свой штат реальных профессионалов, которые хорошо знают предмет. «Видимо, им придется платить больше, но, на мой взгляд, когда на встрече присутствуют специалисты, которые могут только совсем приблизительно дать ответы на интересующие вопросы, сразу стоит вопрос о возможностях компании», – заметил г-н Бисекеев.
Кроме этого, по его мнению, нужно создать собственную определенную методологию, что гораздо труднее, либо уже взять на вооружение проверенные практики, которые существуют на рынке и используются западными компаниями на протяжении долгового времени.
По словам представителей бизнеса, консалтинговым компаниям следовало бы активно участвовать во всех публичных мероприятиях, рассказывать о себе. «И, конечно, должен быть лидер, харизматичный, умеющий грамотно излагать свои мысли и показывать возможности компании», – подчеркивает Сакен Садвакасов. Должна быть у каждой консалтинговой компании и интернет-площадка – портал, куда в случае чего могли бы обратиться компании с целью поиска необходимого сервиса. Место, где бизнес мог бы встретить консалтинговую компанию.
«И самое главное – надо избавиться от непомерных амбиций и гордыни, что мы знаем лучше, что вам нужно, и сделаем это лучше всех. Будьте современными представителями казахстанского консалтинга, делайте все профессионально и вовремя, никаких задержек, даже по вопросам предоставления ответов», – считает г-н Садвакасов.
Компании, оказывающие услуги по IT-архитектуре
Рынок весьма специфичный и требует определенных знаний в иногда сложно понимаемых областях создания IT-решений для бизнеса.
Неоднородная группа, включающая в себя компании различного уровня и состава.
Некоторые создаются парой-тройкой друзей – специалистов IT до момента, когда кто-то из крупных игроков из торговых IT-компаний, для которых создание IT-инфраструктуры попутный бизнес, обратит на них внимание и возьмет к себе на работу или компании пригласят на позиции администратора баз данных или что-то вроде этого.
Тем не менее рынок развивается, и вполне возможно, что путем слияния различных маленьких компаний или развития направлений в крупных торговых IT-компаниях выйдет на новый качественный уровень.
Развитие есть и перспективы понятны, но на сегодняшний день рынок пока не активен в плане маркетинговых инициатив. Хотя средние компании в силу ограниченности рынка и желания все же иметь местного провайдера услуг предпочитают найти локального партнера. Малые и средние компании вполне охвачены, но крупный рынок все еще с недоверием относится к местным компаниям и не готов заключать долгосрочные контракты. Однако на разовой основе и крупный бизнес может приглашать участвовать в проектах. Поскольку, несмотря на недоверие к местным специалистам, приглашать кого-то из других стран было бы странно, тем более что цены на рынке таких услуг достаточно конкурентоспособны.
Вывод: рано или поздно потребность этого рынка будет удовлетворена, нужно подождать следующее поколение программистов и IT-архитекторов, которых должно быть гораздо больше, так как IT-технологии развиваются быстро и для молодых весьма и весьма привлекательны.
Компании, внедряющие различные IT-решения по бизнес-приложениям
Большое приложение и различное по своему характеру и составу.
Во-первых, 1С. Российское ERP для малого и среднего бизнеса. Здесь все понятно, альтернативы почти нет: либо с нами, с казахстанскими, компаниями, либо вообще без ничего. Уровень компаний приблизительно одинаковый, так как собственная кастомизация решения автоматически означает, что кроме специалистов этой компании почти никто не разберется, это пожизненная поддержка, которая для компании является как бы определенной страховкой, что каждый год некоторое количество денег даже при отсутствии проектов на внедрение будет капать. Тем не менее рынок достаточно развит и всегда можно найти решение, которое будет удовлетворять и потребности, и кошелек. По внутреннему ощущению существует некая клановость и закрытость, что не позволяет иногда находить адекватные взаимоотношения с некоторыми компаниями. Все эти ограничения развития рынка заставляют локальные компании уделять много внимания воспитанию собственных специалистов, так как профессия «специалист 1С» уже не так популярна, как это было раньше. Так же, как в предыдущей группе, все еще существует вымирающий вид свободно двигающихся фрилансеров, работа которых разнится по качеству и цене. Тем не менее рынок вполне уже развитой и самостоятельный. В качестве наблюдения замечено, что некоторые компании 1С начинают осваивать другие направления развития, что говорит о вполне взрослом отношении к рынку и своему развитию.
Во-вторых, IT-компании, внедряющие другие ERP решения. Интересная группа, но, к сожалению, еще не вполне самостоятельная. В принципе это и понятно, так как в большинстве своем все системы – это не казахстанская разработка, поэтому любое развитие и поддержка требуют внимания материнской компании. Тем более на принятие решения бизнеса о внедрении чаще всего влияют внутренние факторы, которые не всегда понятны IT-компаниям. Рынок перспективный. Главное – найти систему, которая в бизнес-тренде, и подготавливать собственный штат консультантов. Рынок будет существовать всегда и постепенно развиваться, будущее вполне радужно, но о самостоятельности говорить почти не приходится.
В-третьих, IT- компании, внедряющие другие IT-бизнес-приложения.
В целом рынок почти идентичен предыдущей группе, но с рядом своих особенностей. В данной группе как нигде важна роль харизматичного и грамотного продавца. Который смог бы повлиять на принятие решений при выборе той или иной системы. К сожалению, пока еще нет настоящих лидеров, которые могли бы продвигать такие услуги. Возможно, надо найти какие-то маркетинговые решения, участвовать в различных публичных встречах и семинарах, как-то поактивнее предлагать свои услуги, проводить исследования рынка и, может быть, даже, как звезды шоу-бизнеса, ездить в регионы и организовывать встречи с потенциальными компаниями на местах. Все возможно. На данный момент региональные директора компаний нуждаются в IT-решениях, но специалистов, сумевших бы воплотить все желания и потребности в реальные проекты, они пока не видят. Недостаток информации – вот одна из самых главных проблем казахстанского рынка.
Компании, которые оказывают услуги по бизнес-процессам и т.д.
Вот реальный бизнес-консалтинг, именно здесь ведется основная битва за предпочтения казахстанских компаний. Широкий спектр от всемирно известных компаний до небольших, специализирующихся на определенных отраслевых решениях. Это рынок абсолютно зависимых компаний, почти без конкуренции. Существуют промышленные гиганты, монстры, вокруг которых постоянно группируются небольшие консалтинговые компании, оказывающие услуги только им. У каждой такой корпорации свой набор и чаще всего эти компании под него и специализируются. При этом услуги, оказываемые консалтинговыми компаниями, скорее всего связаны с особенностями казахстанского законодательства и не связаны с самими проектами.