Недавно ведущая независимая мониторинговая служба по торговле Global Trade Alert опубликовала отчет, согласно которому Беларусь, Казахстан и Россия в 2013 году стали рекордсменами по ограничениям в торговле. По данным отчета, самой большой протекционистской политикой отличилась Россия, соседняя Беларусь идет следом.
На долю России выпадает 20% общемировой протекционистской политики. В этот перечень входит сокращение иностранных рабочих квот, государственная поддержка отрасли редкоземельных металлов, сельского хозяйства, а также поддержка производителей самолетов.
Беларусь, Казахстан и Россия связывают изменения в торговой политике с единым Таможенным союзом и совместно несут ответственность за принятие 33% торговых ограничений, которые были введены в рамках ТС.
По данным Global Trade Alert, в Таможенном союзе предусматривается в 15 раз большее количество ограничений, введенных Китаем, хотя население ТС в 8 раз меньше. По словам профессора швейцарского Института международной экономики Саймона Эвеннета, политика реструктуризации экономики, проводимая в России, представляет собой не что иное, как гремучую смесь агрессивного протекционизма и субсидирования.
Квотами – по иностранцам
Квотирование иностранной рабочей силы стало одним из главных инструментов российских и казахстанских властей по ограничению притока иностранцев.
Причем сокращать квоту стали Россия – с 2008 года, Казахстан – с 2009 года. Причинами сокращения квот в основном называется увеличение числа преступлений, совершенных иностранцами.
Так, в конце 2013 года Министерство труда и социальной защиты РФ предложило сократить в 2014 году квоту на иностранную рабочую силу и выдать 1 631 586 разрешений на работу. Как отмечается, это составляет 93,5% от общей потребности РФ в привлечении иностранных работников в 2013 году.
В свою очередь, согласно официальной статистике, потребность в привлечении иностранных работников, заявленная органами исполнительной власти субъектов РФ на 2014 год, составляет 1 142 011 человек (в 2013 году – 1 224 185 человек).
С 2009 года сокращают квоту и в Казахстане. Так, согласно законодательству на 2014 год, власти установили квоту в размере 0,7% к численности экономически активного населения республики.
Господдержка губит
И в России, и в Казахстане ведется активная протекционистская политика в отношении отдельных отраслей экономики.
В той же России существуют субсидии на техническое и технологическое перевооружение, на лизинг, поддержку текущей деятельности, поддержку экспорта промышленной продукции, потребительского спроса, предприятий оборонно-промышленного комплекса и другие.
Вместе с тем господдержка не способствует модернизации производства. Российские монополии, привыкшие к субсидиям, держатся за них мертвой хваткой.
В Казахстане ситуация схожая.
Кризис в банковском секторе, несмотря на миллиардные вливания, до сих пор продолжается, до бизнеса деньги доходят дорогими, тем самым лишь усугубляя его финансовую несостоятельность. Продукция сельского хозяйства по качеству и ценам как уступала продукции из Китая, Узбекистана и Кыргызстана, так и уступает.
Понятно, что любые меры государственной поддержки, скорее всего, плодят иждивенцев, чем оживляют рынок и способствуют росту конкурентоспособности.
По большому счету, любые протекционистские меры в отношении промышленных предприятий лишь консервируют неэффективность.
Чтобы хоть как-то поддержать автомобильную промышленность, российские власти несколько лет назад ввели утилизационный сбор. Любые иностранные производители должны были его платить, тогда как тот же «АвтоВАЗ» не должен был.
Сразу после того, как Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), Евросоюз и Япония, где сосредоточены основные мировые автоконцерны, подали в суд. И власти вынуждены были отреагировать. Осенью 2013 года Россия отменила льготы по утилизационному сбору. С 1 января 2014 года утилизационный сбор будет уплачиваться за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Россию или производимое на ее территории. Все согласно правилам ВТО.
Господдержка авиастроения пока осуществляется, однако, если это помешает конкуренции, то Запад, где в основном производятся самолеты, может также надавить на российские власти.
Протекционизм в Казахстане, как правило, проявляется в субсидировании инновационных проектов. Еще в мае 2013 года министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев заявил, что в республике 152 промышленных предприятия получили государственную поддержку в практической реализации инновационных проектов.
Открыть глаза…
В принципе, любые протекционистские меры в отношении отраслей неэффективны, так как зачастую носят слепой характер. Сложно понять, дошли ли дотации до конкретных проектов, или ушли «общей кучей».
Поэтому еще в апреле 2013 года председатель правления Союза машиностроителей РК Мейрам Пшембаев предложил использовать в Казахстане немецкий опыт государственной поддержки развития промышленности.
«Можно взять на вооружение эффективный опыт господдержки, который используется в Германии. Там, если предприятие берется за выпуск новой продукции, которая не производилась в стране, то после того, как оно запускает производство, государство ему возмещает до 30% от стоимости затрат на реализацию проекта», – сказал г-н Пшембаев на форуме машиностроителей.
При этом, как уточнил глава Союза машиностроителей, финансирование направляется не напрямую предпринимателю, а идет на погашение его кредита в банке. По словам г-на Пшембаева, такая схема могла бы стать существенной поддержкой для машиностроительной отрасли.
По большому счету,
именно адресность господдержки и должна стать сегодня основным приоритетом. В
противном случае и Россия, и Казахстан, и Беларусь потратят миллиарды долларов
на протекционизм, а на выходе ничего не получат.