Есть известная фраза, гласящая, что театр начинается с вешалки. Это, конечно, так. Если под «театром» понимать сооружение, в котором ставятся спектакли. Но если быть точнее и согласиться с тем, что театр – это в первую очередь действо, а не арендованное здание, – то надо признать и то, что театр начинается не с вешалки, а все-таки с пьесы. Равно, как и фильму предшествует – киносценарий.
Если говорить об оплате труда кинодраматургов, то эта тема – в глобальном масштабе – впервые «выстрелила» в 2007 году, когда случилась забастовка гильдии сценаристов США. Забастовка продлилась почти год и принесла огромный убыток кинобизнесу. По официальной информации, это эпохальное событие принесло ущерб Лос-Анджелесу в размере $2,5 млрд. В итоге американские сценаристы добились повышения оплаты своего труда, плюс 2% прибыли от продаж.
В Казахстане о каких-то повышениях говорить трудно, так как даже продюсеры не всегда «отбивают» то, что вкладывают. Свидетельством тому малое число кинокартин, оправдавших свой бюджет. Из относительно недавних примеров это «Коктейль для звезды». Собравший хорошую кассу «Жаужурек мын бала» заработал меньше, чем в него было вложено.
Но есть также вопрос качества того, что пишут местные сценаристы.
Кинообозреватель Карим Кадырбаев по поводу уровня отечественной кинодраматургии сказал следующее: «На самом деле у нас ведь нет школы никакой, поэтому уровень сценариев так низок. Я думаю, было бы хорошо, если бы в страну приглашались знаменитые лекторы, мастера сценарного искусства. Роберт Макки, например».
Роберт Макки – автор самой продаваемой книги по теории кинодраматургии, а его бестселлер «История на миллион долларов» можно приобрести лишь через интернет-магазин (около 4 тыс. тенге).
Между тем готовят сценаристов в нашей стране в Академии искусства имени Т. Жургенова на факультете телевидения и сценарного искусства. Год обучения на этом факультете стоит 400 тыс. тенге. Так что, если кому-то первые два варианта кажутся дорогими, то можно найти «Поэтику» Аристотеля за 1000 тенге.
При разговоре о сценарном ремесле, безусловно, встает вопрос поиска талантов. Именно такими исканиями занимается первое в республике сценарное агентство Lumiere. Агентство под руководством Жаика Сыздыкова (соавтор сценария «Жаужурек Мын Бала») выступает посредником между автором и заказчиком (например, телеканалом) и берет себе минимум 10%. При этом, как пояснил Мухамад Мамырбеков, соавтор г-на Сыздыкова, эти 10% имеют место только в том случае, если сценарий не нуждается в редактуре, автор сам нашел заказчика, а от агентства требуется лишь помощь с оформлением документов, авторских прав и т.д.
Многие штатные сценаристы агентства живут именно за счет написания сценариев. Конкретных цифр г-н Сыздыков не назвал, однако заметил, что гонорар от сценария к целому сериалу сопоставим со стоимостью нового внедорожника.
Выше уже упоминался «заказчик», но только в качестве некой абстракции, вроде «замка» Кафки. В реальности же все более конкретно. Главный заказчик в стране – это «Казахфильм». Госкомпания производит почти все кино в республике. Стало быть, почти все сценарии пишутся для «Казахфильма». По словам Дидара Амантая, главного редактора государственной киностудии, «Казахфильм» получает – как в электронном, так и в «распечатанном» виде – очень много заявок, синопсисов, а также готовых литературных сценариев. Над этой «горой» работает коллектив из семи штатных сотрудников «Казахфильма», возглавляет который г-н Амантай. Кроме того, к работе привлекаются эксперты со стороны.
То есть над основой будущего фильма, помимо сценаристов, трудится порядка десяти человек. Сколько стоит весь этот процесс, на «Казахфильме» ответить отказались, сославшись на авторские договоры, в которых есть пункт о конфиденциальности данной информации.
Можно предположить, что такого рода загадочность связана с тем, что в Казахстане отсутствуют профессиональные объединения киносценаристов. В связи с чем нет и конкретных правил об оплате труда кинодраматурга.
Например, в России существует Гильдия кинодраматургов при Союзе кинематографистов. И цифры о писательских гонорарах открытые: за создание сценария автор получает $30 тыс. Столько же за отчуждение исключительных прав. В США – без учета, правда, некоторых нюансов – цифры сопоставимы с российскими.
Возможно, казахстанским кинодраматургам стоит создать профсоюз, и тогда, глядишь, денег хватит не только на внедорожник.