В 2014 году Казахстан будет поставлять на внешние рынки 4 млн тонн нефти через территорию Азербайджана. Из них 3 млн тонн будут транспортироваться по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), 1 млн – по железной дороге до грузинского терминала Кулеви на Черном море. Сегодня протяженность БТД составляет 1768 км, из них в Азербайджане – 443 км, в Грузии – 249 км, в Турции – 1076 км. Пропускная способность данного трубопровода составляет 1,2 млн баррелей нефти в сутки.
Трубопровод БТД долгое время конкурировал с нефтепроводом «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) за казахстанскую нефть. При строительстве БТД основной целью было создание независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана на мировые рынки. США и Великобритания, финансировавшие проект, в качестве обоснования его строительства выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.
Однако то, что Казахстан собирается увеличить объемы поставок через БТД, не говорит о том, что это направление будет приоритетным для республики. Также данное решение, по мнению Дмитрия Александрова, директора по инвестициям инвестиционной группы «Универ», не свидетельствует о том, что Казахстан не будет использовать нефтепровод КТК. Этот трубопровод соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Его протяженность составляет 1510 км. Сегодня объемы, которые добываются в Западном Казахстане, превышают пропускную способность КТК. Именно по этим причинам Казахстан изначально начал использовать БТД. Но в 2010 году было принято окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения механической мощности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год. Однако работы по расширению так и не были начаты, хотя вначале было запланировано полностью завершить все работы по расширению в 2014 году.
Сегодня, по оценке г-на Александрова, Казахстан не будет выбирать приоритетное направление, а будет диверсифицировать их. «На данный момент Казахстан проводит такую политику, согласно которой ни одно направление, ни китайское, ни турецкое, ни экспорт через КТК или БТД не страдают», – считает он.
Стремление РК максимально разнообразить направления экспорта связано с желанием властей республики увеличить защищенность нефтяного экспорта с точки зрения ценовой конъюнктуры. Еще до кризиса 2008 года Казахстан планировал более активно использовать различные пути экспорта. «Сейчас республика фактически начинает реализовывать эти планы, но в меньших масштабах, чем это было запланировано изначально», – говорит г-н Александров. Соответственно, БТД не рассматривается Казахстаном как главенствующее направление, это лишь один из векторов поставки нефти на внешние рынки.
Пока основным направлением для Казахстана в вопросах поставки нефти остаются Россия и Китай. КНР в дальнейшем будет пытаться активно наращивать поставки нефти из РК и, возможно, станет единственным основным направлением.
Но, по мнению г-на Александрова, нельзя забывать об альтернативных возможностях поставок казахстанской нефти в Индию или Пакистан. Эти два рынка являются активно развивающимися и их потребности в энергоресурсах увеличиваются. Пакистан и Индия, как считает эксперт, будут активно бороться за энергоресурсы на мировом рынке.