Как сообщило Агентство РК по статистике, численность безработных в Казахстане в ноябре 2013 года составила 468,1 тыс. человек, уровень безработицы – 5,2% (в октябре – 5,2%).
Согласно статданным, на конец ноября в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения РК официально были зарегистрированы 44,2 тыс. человек (без учета лиц, включенных в состав участников «Дорожной карты занятости-2020»). Доля зарегистрированных безработных составила 0,5% от экономически активного населения (в ноябре 2012 года – 0,5%).
По оценке, уровень скрытой безработицы в отчетном периоде составил 0,5% от экономически активного населения.
В экономике РК в ноябре этого года были заняты 8,6 млн человек. Относительно аналогичного периода прошлого года их численность увеличилась на 117,1 тыс. человек, или на 1,4%. Численность наемных работников составила 6 млн человек (69,5% от общего числа занятых).
Понятно, что одной из самых сложных проблем является безработица среди молодежи. Рост безработицы именно среди этой категории населения резко снижает привлекательность Казахстана, вынуждает молодежь уезжать за границу.
Согласно данным сайта «Стратегия «Казахстан-2050», который ссылается на информацию главного эксперта департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения РК Алимы Байсакаловой, в Казахстане уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-28 лет по республике составляет 5,9% при общем уровне безработицы 5,2%.
«Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-28 лет по республике составляет 5,9% при общем уровне безработицы 5,2%. Это достигнуто благодаря тому, что глава государства, правительство уделяют очень серьезное внимание проблемам занятости среди молодежи. Реализуется программа «Дорожная карта занятости-2020», на реализацию которой выделено более 100 млрд тенге», – сказал главный эксперт Минтруда.
Он отметил, что процессы урбанизации негативно сказываются на рынке труда в сельских медицинских пунктах. «Я не призываю ограничить миграцию молодежи в города, но у нас есть проблема нехватки квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве, особенно в социальной сфере», – отметила г-жа Байсакалова.
Большой поток трудовых мигрантов из Казахстана идет в Россию. В первую очередь туда потянулась молодежь. Особенно из южных регионов Казахстана, где в течение многих лет наблюдается избыток рабочей силы.
«Если раньше казахстанская молодежь, вообще казахстанская рабочая сила, практически отсутствовала на рынке труда РФ, то… не могу сказать в количественном отношении, но я вижу в аэропортах большие группы молодых людей, в основном из южных наших регионов. Они находят себя в РФ, находят работу для себя», – отметил директор департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Рустам Акбердин в ходе дискуссии в ЕНУ им. Гумилева.
По словам эксперта, в свое время делался подробный анализ денежных потоков, направляемых трудовыми мигрантами, между Россией и Казахстаном. «Я с большой гордостью объявил, что из РФ в Казахстан деньги не поступают. Теперь оказалось, довольно большие уже. Молодежь явно там не высокоинтеллектуальная, это не специалисты в области информационных технологий. Это работа на стройках», – констатировал он.
По мнению экспертов, препятствовать потоку трудовых мигрантов из южных регионов нельзя. Но при этом нужно сделать так, чтобы такой трафик способствовал повышению квалификации молодежи, и чтобы она возвращалась в Казахстан.
Проблема в том, что уровень среднего и высшего образования в нашей стране весьма низкий, из-за чего рынок молодых специалистов насыщен непрофессионалами. Понятно, что уровень безработицы в Казахстане низкий, но и он не должен устраивать власти. Чтобы бороться с ней, в первую очередь необходимо стимулировать экономический рост. Только тогда, когда экономика покажет здоровую восходящую динамику, количество безработных снизится по умолчанию.