Власти ставят перед собой задачу войти в «тридцатку» развитых стран мира, для чего необходимо увеличить ВВП в 5 раз. В принципе, задача выполнима, если рост будет стабильным и долгосрочным.
Казахстан войдет в тридцатку конкурентоспособных стран при ВВП в $60 тыс. на душу населения. «Государство, в кармане у которого не было денег, чтобы ввести национальную валюту тенге, теперь имеет запасы в $100 млрд. Это рекордный объем. По экспертным оценкам, чтобы быть в группе 30, нам надо иметь как минимум $60 тыс. на душу населения. Чтобы обеспечить такое, необходимо поддерживать стабильный рост экономики», – сказал глава государства на юбилейном форуме «Болашак» в Астане.
Напомним, что по итогам 2012 года ВВП республики составил более $12 тыс. на душу населения.
Также президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что республика войдет в число среднеразвитых стран уже в 2015-2016 году. «Мы в 16 раз подняли уровень нашей экономики. Я думаю, в 2015-2016 году Казахстан на душу населения будет иметь около $20 тыс. с паритетной покупательной способностью еще выше. Это уровень среднеразвитых стран. Но этого мало. Это все мы сделали», – добавил президент РК.
По его словам, нужно больше уделять внимания техническим специальностям, а также медицине и биотехнологиям. «В середине тысячелетия многое изменится. Не все государства сохранят сегодняшние позиции. Как диффузия одни поднимутся, другие снимутся, будет жесткая конкуренция. То есть чемпион должен тренироваться, чтобы выиграть следующую олимпиаду, никогда не должен дремать», – заключил глава государства.
Конъюнктура цен на нефть позволяет уверенно смотреть в завтрашний день
Так, в конце мая 2012 года аналитики из разных экспертных групп представили два различных долгосрочных прогноза динамики цен на нефть на мировом рынке. Первый принадлежит CitiGroup и утверждает, что за 5-6 лет средняя цена за баррель нефти упадет до $85 из-за «газового апокалипсиса». Второй исходит от МВФ и предсказывает, что сильного падения цен не будет.
Эксперты CitiGroup связывают падение цены с цикличностью развития экономики – сейчас мы переживаем кризис длинного цикла высоких цен на нефть, с окончанием которого придет такой же долгий цикл низких цен на сырье. Для всех стран, зависящих от экспорта энергоресурсов, это будет означать сильнейший кризис на долгие годы.
Например, Россия, Ливия, Казахстан, Ирак, Иран сбалансировали свои долгосрочные бюджеты, опираясь на средневзвешенную цену за баррель около $120. Саудовская Аравия – к уровню от $80 за баррель и выше. Кто пострадает сильнее, несложно догадаться.
А вот эксперты МВФ считают, что текущий кризис не совсем обычен и схож скорее с энергетическим кризисом семидесятых годов прошлого века, поэтому такого критического долговременного снижения цен на нефть скорее всего не будет, ведь рост потребления не останавливается.
Поэтому возможно кратковременное падение с последующим ростом до уровня, даже превышающего текущий. Это будет связано с общей нехваткой нефти в мире из-за ограниченных возможностей нефтедобывающих стран и динамично растущих потребностей развивающихся стран. Так что вполне вероятно, что нас ждет очередной резкий скачок цен.
Но истина всегда где-то между двумя полярными мнениями. Сложившаяся ситуация не исключение: наиболее реальный прогноз – это резкое повышение цены на нефть, а затем обвал до уровня в $80-90 за баррель.
Казахстанские власти вполне адекватно оценивают перспективы своего бюджета. В трехлетний бюджет на 2014-2016 годы заложена цена на нефть в $90 за баррель. Некоторые эксперты считают цену на нефть заниженной. Об этом казахстанским СМИ в начале ноября заявила заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова.
Однако это объясняется консервативной политикой Министерства финансов РК, руководство которого считает пессимистические прогнозы более полезными для казахстанской экономики, чем оптимистические.
С другой стороны, Казахстан все еще продолжает наращивать добычу нефти. Согласно внесенным изменениям в стратегический план министерства нефти и газа на 2011-2015 годы, в 2013 году планируется добыть 82 млн тонн нефти и газового конденсата, в 2014 году – 83 млн тонн, в 2015 году – 90 млн тонн.
Цены на металлы помогут, если производители снизят непроизводственные расходы
В принципе, в 2013-2014 годах прогноз мировых цен на металлы не самый оптимистичный.
Аналитики крупнейших банков мира ухудшили краткосрочный и долгосрочный прогноз цен на большинство металлов, сославшись на снижение темпов экономического роста в Китае.
Как полагают в Deutsche Bank, золото в этом году в среднем будет стоить $1431 за унцию, что на 6,7% ниже прежнего прогноза. Оценка на следующий год понижена на 10,8% – до $1338 за унцию.
Средняя стоимость серебра в 3-м квартале 2013 года составит $21,4 за унцию и $24,1 за унцию по итогам года, полагают эксперты германского банка. Новые прогнозы на 17,3% и 9,9% соответственно ниже предыдущих ожиданий.
Эксперты Deutsche Bank также ухудшили оценку стоимости меди в августе-октябре текущего года на 5,1% – до $3,36 за фунт.
Goldman Sachs, в понедельник понизивший прогнозы на золото, также уменьшил годовую оценку стоимости меди с $7,5 тыс. до $7 тыс. за тонну.
Не остался в стороне и Credit Suisse, который уменьшил предполагаемую цену на золото в 3-м квартале текущего года с $1580 до $1400 за унцию, на серебро – с $28,5 до $24,2 за унцию, на медь – с $7482 до $7240 за тонну.
Средняя стоимость золота в 2014 году составит $1150 за унцию, считают специалисты швейцарского банка.
Оценка стоимости серебра и меди на 2014 год снижена экспертами Credit Suisse с $27,2 до $21,3 за унцию и с $6675 до $6225 за тонну соответственно.
В начале октября в Москве состоялась конференция «Прогноз-2014: рынок черных и цветных металлов», по итогам которой эксперты пришли к заключению, что в 2014-2015 годах металлы будут дорожать.
И если в 2016 году, как прогнозируют эксперты, цены на металлы упадут, крупным поставщикам металлов из Казахстана просто придется резко снижать не связанные с добычей расходы.
Но есть еще диверсификация казахстанской экономики, которая позволит снизить зависимость от нефти и металлов.
Как сообщал наш портал в конце марта со ссылкой на управляющего партнера компании Capital Times Эрика Наймана, для смягчения последствий возможного падения цен на углеводороды Казахстану нужно развивать внутреннее потребление и ориентированное на него производство.
И об этом нам советуют не только иностранцы. В частности, власти четко понимают необходимость диверсификации экономики. На это направлены госпрограммы ФИИР на 2010-2014 годы и 2015-2019 годы.