Компания Ernst & Young (EY) выпустила доклад, в котором оценила перспективы развития нефтегазового рынка азиатских стран в ближайшие годы. В рамках своего доклада компания рассмотрела реалии и особенности развития нефтегазовой отрасли в Казахстане.
В докладе отмечается, что в последние годы национальные нефтяные компании (ННК) в странах Азии проявляют высокую активность на внешних рынках в поисках возможностей приобретения как добывающих компаний, так и запасов сырья в целях обеспечения источников поставок. Подавляющее большинство заключенных ННК сделок представляют собой инвестиции на внешних рынках. На них приходится свыше 65% от общего числа сделок с участием ННК и почти 78% от совокупной объявленной стоимости сделок, заключенных в 2011 году. Эта тенденция к глобализации сохранилась и в 2012 году. Так, на приобретение международных активов в 2012 году пришлось 76% всех приобретений и 93% общей стоимости сделок ННК.
ННК из стран Азии проявляют высокую активность на внешних рынках в поисках возможностей приобретения в сегменте нетрадиционных источников углеводородов – угольных и сланцевых месторождений. Это является следствием прогнозируемого увеличения спроса на энергоносители и стремлением азиатских ННК получить доступ к технологиям добычи нетрадиционных углеводородов для их последующего применения в своих странах и в других регионах мира.
Нефтегазовые компании Казахстана, по словам экспертов из EY, пока не проявляют активности в сегменте нетрадиционных источников углеводородов. Стратегический приоритет для национальной нефтяной компании Казахстана сегодня связан с требующим значительных финансовых ресурсов освоением шельфа Каспия и расширением проектов по Тенгизу и Карачаганаку.
Существуют и другие задачи, которые отечественным нефтегазовым компаниям необходимо решать, осуществляя деятельность как в Казахстане, так и за рубежом. После аварии в Мексиканском заливе повысилось внимание к компаниям, осуществляющим деятельность в добывающих отраслях. Усиление контроля в отношении нефтегазового сектора требует от компаний большей прозрачности в проводимых ими операциях и результатах деятельности. Необходим постоянный мониторинг изменений в системе регулирования, а также требований и стандартов осуществления деятельности в различных странах. В области кадровой политики следует обеспечить согласованность бизнес-стратегии, организационной структуры, систем стимулирования и оценки эффективности деятельности персонала.
Активность национальной нефтегазовой компании Казахстана на внешних рынках достаточно заметна. В первую очередь это связано с сектором downstream на рынках ЕС – бизнес-группой Rompetrol (Румыния) по переработке и маркетингу нефтепродуктов. Также можно отметить новые проекты по разведке, связанные со структурой WhiteBear в Северном море (Великобритания).
В то же время, по мнению экспертов EY, частный нефтегазовый бизнес Казахстана в силу его относительно небольших размеров не рассматривает серьезно вопрос об экспансии на международные рынки. В этом состоит одно из основных отличий нашей нефтегазовой отрасли от российской.
Что же касается активности иностранных компаний на рынке Казахстана, то здесь самими активными остаются китайские компании. По словам экспертов из EY, в Казахстане можно говорить об экспансии Китая в ведущий сектор казахстанской экономики. Более того, говорить об этом, по мнению экспертов, следует уже давно: начиная с 1997 года, когда CNPC приобрела контрольную долю в «Актобемунайгазе», и по настоящий момент, когда была заключена сделка о приобретении 8,33% доли в Северо-Каспийском проекте. Весь этот период Китай поступательно наращивал свою долю в общей добыче нефти в Казахстане, которая, по нашим оценкам, достигла 24% в 2013 году. Сегодня Китай представлен не только CNPC, но и другими нефтяными госкомпаниями и частными инвесторами. Ожидается, что к 2020 году доля КНР в нефтедобыче Казахстана снизится до 8-10%, главным образом по причине падения добычи на зрелых месторождениях на суше, несмотря на расширение производства в рамках проекта «Кашаган».