Около 90% потраченных казахстанцами на покупки в интернете средств приходится на зарубежные интернет магазины. Только за прошлый год, по информации Константина Горожанкина, совладельца Processing.kz, казахстанцы потратили $1,4 млрд в зарубежных интернет-магазинах.
Новый подход к продажам в интернете
Для того чтобы переломить эту ситуацию Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) предложили провести день скидок в отечественных интернет-магазинах под названием «Кибер жума». В казахстанских интернет-магазинах, в рамках проведения «Кибер жума», 22 ноября будут продаваться товары без наценок. Сейчас эту инициативу, по информации представителей АКИБ, поддержало множество магазинов.
Г-н Горожанкин уверен в том, что казахстанцы уже научились покупать в интернете, их лишь надо познакомить с отечественными магазинами. У казахстанских магазинов есть явное преимущество - они находятся ближе и с ними любые непонятные вопросы решать легче и быстрее.
Поддерживая день распродажи в Казнете отечественные интернет-магазины инвестируют в доверие и лояльность потребителей к себе. Мировой опыт показывает, что подобные распродажи способствуют увеличению потока людей в интернет в 4-5 раз.
Рамиль Мухоряпов, директор холдинга ChocoFamily, уверен в том, что большие скидки в интернете мотивирует большее количество покупателей рискнуть и сделать свою первую покупку в интернете. «Как показывает практика если человек делает первую покупку в интернете, то он остается постоянным пользователем интернет-магазинов», - говорит он.
Расти отечественному рынку интернет-продаж есть куда. Емкость рынка по разным подсчетам составила от $300 до $400 млн. Этот показатель, по словам г-на Горожанкина, будет расти на 7-8% в год и к 2015-2016 годам может составить порядка $3 млрд.
От общего объема покупок покупки в интернете составляют 0,45%. «Поэтому когда мы говорим о $3 млрд к 2015-2016 годам это будет лишь 4% от экономики страны», - подчеркнул г-н Горожанкин. В России этот показатель равен 4,5%. В этом отношении Казахстан значительно отстает от соседей.
Такие скидки проходят в интернет магазинах по всему миру. Так в США проводят «Кибер понедельник». Этот понедельник, наступает после «Черной пятницы», которая дает старт сезона распродаж в США. Если «Черная пятница» ассоциируется с пиком продаж оффлайн, то «Кибер понедельник» означает напряженный день в онлайн магазинах, которые предлагают товары по сниженным ценам. Предполагается, что понедельник - это день, когда большинство служащих США возвращаются к работе, что предоставляет им достаточно времени делать покупки в сети со своих служебных компьютеров.
В Казахстане выбрали пятницу, так как этот день ассоциируется с менее напряженным рабочим днем. И именно в этот день недели, по мнению организаторов, люди в большей степени готовы тратить деньги на покупки.
Впервые термин «Кибер понедельник» был использован в 2005 году, инициатором его введения стала Национальная федерация розничной торговли США (NRF). Тогда, на основе ряда исследований впервые было озвучено, что почти 80% интернет-продавцов отмечают в этот день рост продаж.
Но, ошибочно считать, что именно в киберпонедельник покупки в интернете являются наиболее активными за весь сезон праздничных распродаж, который в США проходит в ноябре-декабре. На самом деле, активнее всего американцы покупают в интернете в период с 5 по 15 декабря.
Например, в 2011 году больше всего покупок было сделано в так называемый «зеленый» понедельник - в этот день традиционно американцы покупают рождественские подарки друзьям и близким людям.
В 2012 году, по данным ряда статистических компаний, всплеск интереса к интернет-покупкам был зафиксирован не в традиционный «Кибер понедельник», а несколькими днями ранее, а именно в «Черную пятницу». Можно утверждать, что в прошлом году американцы впервые отправились по магазинам, чтобы потратить деньги в интернете.
В черную пятницу 2012 года американцы оставили в интернет-магазинах более $1 млрд, что на 26% больше, чем годом ранее. Покупки в интернете сделало 53,7 млн человек - этот показатель вырос на 18%. А выручка розничных магазинов США в «Черную пятницу» в 2012 году сократилась на 1,8% по сравнению с 2011 годом.
Изменения в законодательстве
«Кибер жума» не единственная инициатива созданной не так давно ассоциации. Основное направление деятельности ассоциации это законодательная сфера. Вот уже порядка 1,5 лет, по информации г-на Горожанкина, проходит обсуждение закона «О электронной коммерции». Представители АКИБ делают все, чтобы в этом законе учли вопрос об электронной счет-фактуре и о послаблениях для интернет-бизнеса. «Мы не просим чего-то такого, чего нет в мировой практике», - говорит г-н Горожанкин.
Послабления для интернет-бизнеса есть практически во всех странах, которые являются мировыми лидерами по развитию интернет-торговли. Например, в США и Японии нет налога с продаж в интернет-магазинах. В АКИБ уверены, что если мы хотим чтобы коммерция в интернете развивалась и в нашей стране мы должны принимать подобные меры.
Другим не менее важным вопросом для ассоциации является ситуация с принятием закона «О платежах», где будет прописан отдельный пункт о мобильных операторах. В этом пункте будут прописаны правила оплаты с мобильных телевнов. Благодаря этому пользователи смогут оплачивать интернет-покупки при помощи sim-карт. Это, по оценкам АКИБ позволит развивать мобильную коммерцию.
Внедрение тайных покупателей в интернет
Не маловажной сферой для АКИБ будет сфера PR, где ассоциация уже добилась успехов. Ассоциация проводит множество интернет-конференций и интеренет-премию Award. Так же АКИБ планирует составлять рейтинги интернет-магазинов, интернет-сервисов и различных проектов, которые связаны с интернетом.
«Мы собираемся создать пул тайных-покупателей, которые будут закупать товары в различных магазинах. А затем будут делиться с общественностью этим опытом», - поделился планами Константин Горожанкин.
Ассоциация намерена внедрить стандарты отрасли и фонд для поддержки стартапов. Этот фонд будет поддерживать стартапы на их первоначальном этапе.
Идею создания новой интернет-ассоциации г-н Мухоряпов объясняет тем, что сегодня стало понятно - для строительчтва цивилизованного рынка необходима координация. Кроме того, г-н Мухоряпов подчеркнул, что развивать ранок удобнее вместе.
Ассоциация будет помогать выстраивать взаимоотношения участникам рынка с государством. Правительству гораздо легче узнать мнение рынка не от какого-то отдельного игрока, у ассоциации. То же самое и в обратную сторону ,когда свои проблемы представители бизнеса будут доносить через ассоциацию государству.
АКИБ создана 15 компаниями, которые являются лидерами рынка. Они представляют разные сферы бизнеса, но в основном это представители интернет-магазинов. Именно эти игроки рынка, по словам г-на Горожанкина, будут способствовать развитию электронной коммерции в Казахстане в ближайшие годы.