От $50 тыс. до $200 тыс. в среднем в Казахстане компании тратят на бизнес-поездки за год. Тогда как расходы 8% казахстанских фирм на бизнес-путешествия превышают $500 тыс. Такие данные озвучил Павел Спицын, директор Abacus Central Asia, в ходе презентации исследования компании по выявлению портрета покупателя бизнес-поездок в РК на конференции Abacus «Корпоративные путешествия», прошедшей на этой неделе в Алматы.
Кроме того, стало известно, что в подавляющем большинстве компаний (90%) существует специальная позиция в штате, отвечающая за корпоративные путешествия. При этом почти все отечественные компании (99%) предпочитают пользоваться услугами местных туристических фирм, только 35% из которых имеют свое представительство за рубежом. В то же время 67% из опрошенных фирм не проводят тендеры на предоставление услуг в области корпоративных путешествий.
Говоря о внутренней политике компании относительно бизнес-поездок, опрошенные бизнесмены признались, что только в 35% компаниях существует жесткая политика корпоративных путешествий, которая позволяет полностью контролировать расходы в этой области. Тогда как у 35% компаний такой политики вообще не предусмотрено, а в 29% – существуют общие правила. «Но эти общие правила на практике не работают. К примеру, если в компании принято пользоваться услугами одного авиаперевозчика, то это только на уровне рекомендаций. Никто не запрещает сотруднику воспользоваться услугами другого авиаперевозчика, возможно, с менее выгодными для компании условиями», – заметил г-н Спицын. Между тем региональный директор Ассоциации корпоративных управляющих деловыми поездками (ACTE) Бенсон Танг поясняет, что политика бизнес-поездок позволяет компаниям сэкономить в год до 20% средств на командировки.
В большинстве случаев, по данным Abacus Central Asia, у казахстанских компаний нет предпочтений в авиакомпаниях, а значит, и нет возможности для экономии. Ведь в противном случае компания подписывает корпоративный договор с соответствующим авиаперевозчиком, который гарантирует получение льготных условий поездок. При отсутствии этого условия все доверяется воле случая. «Поймали или не поймали дешевый тариф – вот и вся экономия», – разъяснил г-н Спицын.
Кроме заключения прямых договоров с поставщиками тех или иных услуг в области бизнес-путешествий и контроля за сотрудниками за счет соблюдения внутренней политики, экономить на корпоративных путешествиях можно за счет планирования и покупки билетов, бронирования отелей заранее. «Можно также автоматизировать бизнес-процессы и освободить сотрудников от рутинной работы. Хотя в целом с этим справится и аутсорсинговая компания, занимающаяся этими вопросами», – полагает Ержан Досымбеков, генеральный директор Grant Thornton Kazakhstan. Но главное в этом процессе, как подчеркивает г-н Досымбеков, – постоянный контроль руководства.
В целом, согласно данным Abacus, рынок бизнес-поездок довольно велик и занимает около 60-80% всего рынка туристических услуг в РК. «Рынок услуг в корпоративном секторе составляет от $250 млн до $350 млн», – уточнил Павел Спицын.
Между тем в мире, по данным ООН, в 2012 году затраты на корпоративные поездки составили $1,2 трлн, 30% из которых приходится на Азию. «В то же время Америка остается страной №1 в области корпоративных поездок. Однако во всем мире рынок корпоративных путешествий растет очень быстро», – говорит Бенсон Танг.