Уличенным в коррупции чиновникам запретят в последующем работать на государственной службе. «Как надлежащая реакция государства на коррупционные преступления вводятся обязательные дополнительные виды наказаний в виде лишения званий, чинов, рангов, государственных наград, а также пожизненного запрета занимать должность на государственной службе», – рассказал первый заместитель генерального прокурора Иоган Меркель, презентуя в мажилисе проект нового Уголовного кодекса.
Польза относительная?
В принципе, мнения экспертов по поводу нового проекта Уголовного кодекса сильно разнятся. Так, например, депутат мажилиса Айгуль Соловьева предлагает исходить из тяжести совершенного преступления. «Очень часто бывает, что изъян непосредственно закона может привести к тому, что государственный служащий этот закон нарушит, такие случаи я считаю не тяжким преступлением, а пробелом, допущенным в законодательстве. Если преступление было действительно в крупных масштабах, казнокрадство в больших объемах, то, конечно, такой человек не должен возвращаться к государственной службе. У него уже вырабатывается определенный навык, который будет мешать и дальше. Есть потенциал в стране, новое поколение, здоровое в моральном смысле, которое может его заменить», – заметила она.
В отличие от Соловьевой политик Амиржан Косанов считает, что при рассмотрении коррупционных дел должен применяться общий подход. «Коррупцию нельзя разделять на большую и маленькую, потому что сельский аким, который берет тысячу долларов, так же страшен как коррупционер-министр, который берет миллионы», – сказал он. Г-н Косанов полагает, что даже такая внешне жесткая норма в законе не решит проблему коррупции.
«Это нужно делать другими методами – через масштабный парламентский контроль, состязательность политических партий, которые могли бы говорить о случаях коррупции в их рядах, независимые СМИ и правозащитные организации. Иначе эта норма будет внешне эффектным, но малоэффективным способом борьбы», – отметил политик.
Вот и получается, что, по мнению экспертов, польза от нововведения весьма даже относительная.
Как с коррупцией борются на Западе
В целом ряде зарубежных государств разработан комплекс административно-правовых запретов, направленных на обеспечение законности и правопорядка в системе государственной службы. Данные нормы основываются на признании и защите прав и свобод личности и на четком исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей. В интересах обеспечения законности и правопорядка в системе государственной службы разрабатываются комплексные административные меры, направленные на предупреждение и пресечение коррупции в госаппарате. В некоторых странах приняты специальные законы, содержащие подобные нормы, их еще называют этическими кодексами чиновников.
Государственным служащим не разрешается совмещать службу в государственном аппарате с занятием различного рода должностей в коммерческих организациях. Кроме того, не допускаются и различные формы сотрудничества с коммерческими организациями, которые могут извлечь различного рода выгоды из официального положения чиновника.
К примеру, в Германии государственный служащий не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
А государственным служащим Японии запрещено совместительство в других государственных органах в качестве должностных лиц, а также совместительство в качестве консультантов и членов советов фирм и других организаций, имеющих целью извлечение прибыли. Служащие при этом могут быть акционерами подобных предприятий.
В США режим административных запретов на государственной службе определяется такими актами, как: Принципы этического поведения правительственных чиновников и служащих от 17 октября 1990 года, Закон об этике в правительственных учреждениях 1978 года.
В Великобритании режим административных запретов на государственной службе определяется актом «Статус гражданской службы», Кодексом условий службы и оплаты государственных чиновников, Общими принципами поведения государственных служащих. При этом английская государственная служба предполагает чрезвычайно жесткие ограничительные правила поведения гражданских служащих в политической сфере по сравнению с другими западными государствами – английский служащий самый «несвободный» среди своих французских, немецких и американских коллег.
Меньше не становится
По идее, многолетнюю борьбу властей с коррупцией в государственном аппарате сложно назвать результативной.
Как сообщил на встрече с главой государства председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашид Тусупбеков, по данным на начало октября текущего года, за 9 месяцев этого года раскрываемость коррупционных правонарушений повысилась на 7%. «За девять месяцев 2013 года зарегистрировано 8059 фактов таких преступлений, в том числе 248 случаев взяточничества. Привлечено к ответственности более ста должностных лиц республиканского и областного уровня», – сказал г-н Тусупбеков.
Причем коррупции подвержены и структуры, призванные с ней бороться. Так, недавно в Караганде прошло заседание республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан» под председательством Оралбая Абдыкаримова. Члены совета отметили, что, несмотря на проводимую работу, в Карагандинской области не обеспечивается достаточная эффективность реализации программы партии по борьбе с коррупцией. Так, за последний год из рядов партии за коррупционные и иные правонарушения в Карагандинской области исключены 11 человек.
Среди них начальник департамента по работе с несостоятельными должниками Дмитрий Трегубов, директор ЦОН №3 Караганды Ернар Байгузинов, директор Центра крови Караганды Владимир Локтионов, директор ТОО «КарагандыАгроцентр» Шрайманов, государственный ветеринарно-санитарный инспектор Актогайского района Сламбеков и другие.