USD
514.93₸
-0.960
EUR
536.04₸
-0.280
RUB
5.18₸
+0.010
BRENT
73.65$
BTC
95698.30$
-3033.600

Банки могут обязать указывать комиссии за обналичивание

Банки не информируют своих клиентов о размере комиссии за обналичивание через банкомат перед совершением операции.

Share
Share
Share
Tweet
Share
Банки могут обязать указывать комиссии за обналичивание- Kapital.kz

Банки не информируют своих клиентов о размере комиссии за обналичивание через банкомат перед совершением операции. Государство также пока не обязало финансовые институты вывести данную опцию на экран банкомата. Однако, как считают аналитики, каждый клиент обязан знать – за что и сколько ему необходимо заплатить. А в соседней России банки на законодательном уровне обязали доносить до клиентов информацию о размере комиссии.

Проект создания Единого процессингового центра (ЕПЦ) в Казахстане был заблокирован в правительстве. Об этом недавно заявил экс-глава Национального банка РК Григорий Марченко.

Однако помимо введения единой сети банкоматов регулятор может заявить и еще об одной инициативе. Так, не исключено, что вскоре банки могут обязать в полной мере информировать своих клиентов о размере взимаемых процентов.

Так, как писал ранее «Капитал.kz» (см. №38 (417) от 17 октября 2013 года), «Казкоммерцбанк» уже планирует указывать размер комиссии за обналичивание на экране банкомата. «В настоящее время никакой из банков РК не указывает комиссию в банкоматах. Эта тенденция прослеживается и за пределами нашей страны. Часто бывая за границей, могу сказать, что размер комиссии при обналичивании через банкомат прописывали лишь в Турции и в Таиланде. Но в этих странах размер комиссии был значителен, поэтому клиента и информировали», – уточнил исполнительный директор Казкома Нурлан Жагипаров.

В то же время директор департамента аналитики «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов считает, что банки должны в полном объеме информировать своих клиентов о комиссиях. Так, по его словам, на это решение не должен влиять размер комиссии. «Каждый казахстанец, подходя к банкомату, должен заранее знать, какую комиссию снимет с картсчета банк за обналичивание. И неважно, что какой-то банк берет 1%, а другой – 0,2%. Банки, скорее всего, выведут на экран банкомата информацию о комиссиях за обналичивание, даже если это не будет закреплено на законодательном уровне. Так, если один из банков разместит данную опцию на экране банкомата, то, скорее всего, за ним последуют и другие», – подчеркнул г-н Байкенов.

К слову, в настоящее время разница в размере комиссий, взимаемых банками за обналичивание через банкомат, может составлять 1%. Так, некоторые банки по картам более высокой категории, например, Visa Gold, Visa Platinum, устанавливают нулевую комиссию за обналичивание через свои банкоматы. Максимальный размер комиссии на рынке за обналичивание в Казахстане доходит до 1%.

Региональный менеджер компании Open Way, разработчик процессинговых систем для многих банков в Казахстане Рустем Нурмамбетов уточнил, что некоторые банки указывают информацию о размере комиссии за обналичивание на наклейках, которые размещены на корпусе банкомата. Но, по его словам, не на всех банкоматах сохранились данные информационные наклейки.

«Для некоторых категорий владельцев карт банки могут вывести дополнительную информацию о комиссии за снятие наличных денег на экран банкомата с помощью своих специалистов. Например, кроме Казкома, «Народный банк» также планирует ввести такую опцию в ближайшее время», – уточнил г-н Нурмамбетов.

Как подчеркнул собеседник, банки для некоторых категорий клиентов могут установить определенную комиссию. Так, исходя из этого, банку необходимо будет определить, какому клиенту, находящемуся перед банкоматом, технически возможно определить размер комиссии. «Если посредством карты можно будет определить категорию клиента, то для него нужно будет запустить специальную схему работы банкомата и процессинговой системы банка, которая должна рассчитать комиссию и показать ее на экране банкомата. Внедрение подобных схем требует времени и квалификации, а иногда дополнительного оснащения процессинговой и банкоматной системы банка специальными функциями. Вполне возможно, что подобные функциональные расширения у различных разработчиков систем, представленных в банках РК, могли бы обойтись банкам значительными вливаниями. Инвестиции могут быть направлены в программное обеспечение, специальное обучение персонала. К тому же может возникнуть необходимость заказать разработку у внешних компаний. Тогда речь может идти от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов», – уточнил г-н Нурмамбетов.

В России банки на законодательном уровне обязали заранее доносить до клиента информацию о стоимости финансовых услуг. Так, согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация – владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с платежной картой предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения. Российские банки должны размещать на экране банкомата информацию и об отсутствии комиссии. К слову, например, при обналичивании через банкомат «Банка ВТБ» (Россия) на территории стран СНГ и Грузии комиссия за данную операцию не взимается.

В то же время, если банки установят комиссию за обналичивание на экране банкомата, то некоторые из них могут потерять своих клиентов. «Ведь комиссии у некоторых банков могут оказаться выше, чем предполагал клиент. Например, человек может подойти к нескольким банкоматам и выбрать тот, где услуга за обналичивание обойдется дешевле. Соответственно, доходы некоторых банков от данного вида операций могут сжаться», – пояснил г-н Байкенов.

Отметим, что в последние годы достаточно часто поднимается вопрос открытости банков перед клиентами. Так, в начале 2011 года Национальный банк РК обязал банки показывать клиенту эффективную ставку кредитования в рамках так называемой борьбы с ростовщичеством. Этот шаг должен был повлиять на качество выдаваемых кредитов и защитить права потребителей финансовых услуг. Отметим, что в настоящее время эффективная ставка по кредитам не должна превышать 44%. В 2011 году были внесены поправки в Закон РК «О банках и банковской деятельности». Теперь банки не вправе ограничивать заемщика в выборе страховщика. А ранее многие банки при выдаче кредита предлагали застраховаться в аффилированной с ними страховой компании, не информируя заемщика о возможности страхования у других страховщиков.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.