Торговая миссия в Грузию принесла Казахстану $3,5 млн
АВТОР

21.10.2013 • 16:46 4197

Торговая миссия в Грузию принесла Казахстану $3,5 млн

Страна успешно расширяет географию и структуру экспорта

Осваивая новые перспективные направления, ведущие экспортные предприятия Казахстана посетили Грузию в составе торговой миссии, организованной Национальным агентством по экспорту и инвестициям «KaznexInvest». По результатам мероприятия отечественные производители муки, макаронных изделий и соли подписали контракты на $3,5 млн, а итоговая сумма может возрасти до $5 млн.

На прошлой неделе в Тбилиси состоялся казахстанско-грузинский бизнес-форум, собрав на своей площадке производителей в области машиностроения, фармацевтики, медицинского оборудования, пищевой и химической промышленности.

Следует отметить, что географическое положение Грузии в закавказском регионе открывает возможность выхода на рынки соседних Армении и Азербайджана, а в дальнейшем и в европейские страны. Вместе с тем хорошо развитая инфраструктура батумского порта обеспечивает доступ к Черному морю. К тому же наличие прямого авиасообщения между крупными городами двух стран, а также безвизовый режим пересечения национальных границ способствует укреплению и развитию существующих торгово-экономических взаимоотношений.

Объем товарооборота между двумя странами вырос в 4 раза за последние несколько лет. Так, в 2009 году он составил $40 млн, в 2012 – уже достиг $160 млн. Из них 110 представляют экспорт казахстанской продукции в Грузию. Именно поэтому регулярные встречи бизнес-кругов особенно важны для поддержки динамичного роста.

Увеличение объемов внешней торговли страны, несомненно, лежит через поиски новых рынков сбыта казахстанской продукции. А диверсификация экономики развивается, в том числе и через увеличение несырьевого экспорта. В данном направлении активно работает агентство «KaznexInvest». Как отметили организаторы, за выбором того или иного экспортного направления стоит тщательный анализ экономической конъюнктуры, особенностей импорта и конкурентоспособности экспортных услуг и товаров.

Официальная часть мероприятия прошла с участием Нино Чиковани, генерального директора Торгово-промышленной палаты Грузии, Кетеван Бочоришвили, заместителя министра экономики и устойчивого развития Грузии, Ермухамета Ертысбаева, посла РК в Грузии, и Мейржана Майкенова, заместителя председателя правления АО «KaznexInvest».

Вторая часть была предназначена для двусторонних переговоров между компаниями стран-партнеров. По словам самих предпринимателей, дискуссионные площадки такого рода позволяют значительно ускорить установление деловых контактов и дают реальную отдачу. 12 казахстанских предприятий провели переговоры с потенциальными закупщиками на бизнес-форуме.

Кроме того, в ходе отдельных встреч отечественные предприниматели смогли обсудить возможности своего участия в грузинских государственных закупках, тендерах, а также задать вопросы о процедурах регистрации непосредственно в компетентных органах принимающей стороны. Так, казахстанскую делегацию приняли министр здравоохранения Грузии, первый вице-министр регионального развития и инфраструктуры, а также заместитель министра сельского хозяйства.

По словам Нино Чиковани, двусторонний форум имеет регулярный характер. Так, первая торговая миссия Казахстана в Грузию состоялась два года назад, в 2011 году. По ее итогам были подписаны контракты более чем на $5 млн. Наибольшую пользу такие встречи приносят представителям малого и среднего бизнеса, для которых жизненно важно поощрение экспорта. К тому же, судя по отзывам грузинских компаний, их заинтересованность в казахстанской продукции велика. На данный момент ТПП Грузии тесно сотрудничает с агентством «KaznexInvest» и намерена продолжить свою работу в данном направлении, заверила г-жа Чиковани.

Также Кетеван Бочоришвили выразила готовность грузинской стороны способствовать укреплению торгово-экономических отношений между двумя странами. Следует отметить, что правительство Грузии наметило ряд экономических реформ, привлекательных для зарубежных инвесторов и импортеров, на исполнение которых результаты президентских выборов влияния иметь не будут. Так, по словам г-на Ертысбаева, эффективное сотрудничество двух стран, начавшееся много лет назад, продолжится по заранее намеченному плану.

Большая часть казахстанских активов в Грузии принадлежит крупнейшему холдингу страны «Самрук-Казына». Как правило, структуры подобных масштабов прекрасно ограничиваются своими ресурсами, тогда как представители МСБ остро нуждаются в содействии при реализации своей экспортной политики, отмечают эксперты.

Следует также отметить, что наиболее перспективными областями взаимодействия между двумя странами являются топливно-энергетический сектор, транзит и транспорт, финансы и здравоохранение, сельское хозяйство, туризм, информационные технологии и защита окружающей среды.

Согласно рейтингу экономик Doing business Всемирного банка, Грузия входит в первую десятку стран. Высокая позиция в индексе легкости ведения бизнеса означает, что регулярный климат благоприятствует развитию предпринимательской деятельности. Индекс, в свою очередь, является средним показателем страны по 10 индикаторам: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности. Казахстан в данном рейтинге занимает 49 место.

С 2000 года Грузия входит в состав ВТО и по рейтингу международной торговли занимает 38 место. Экономический рост за последний год составил 6,5% от ВВП страны. Данные факторы повышают ее привлекательность для казахстанского бизнеса, отметил Мейржан Майкенов.

Очередная торговая миссия развернет деятельность в китайском городе Урумчи в ноябре этого года. По отчетным данным, сумма экспортных контрактов, подписанных при содействии агентства за три года, превышает $1 млрд.

Следует отметить, что освоение новых широт сбыта продукции требует колоссальных усилий. Предпринимателям нужно основательно изучить вопрос. Как показывает опыт, отдельной компании необходимо от 6 месяцев до года подготовки. Поэтому торговые миссии как инструмент продвижения экспорта являются одним из самых эффективных способов помощи казахстанским производителям при выходе на внешние рынки.

В целом, в успешной реализации экспортной политики компании первым этапом является налаживание каналов сбыта продукции. Затем предприятие ищет возможность сократить транспортные расходы, создавая производство на месте сбыта. И завершающим этапом становится поиск новых приграничных рынков. Вместе с тем последний этап – начало нового цикла. Данному сценарию и следует Казахстан.

Компании, принявшие участие в торговой миссии, представляют успешный пример реализации экспортной политики. Так, к примеру, Шалкар Нуртлеуов, директор компании HyundaiAutoTruck & Bus, отмечает, что экспорт составляет почти 50% выпускаемой заводом продукции. Тем не менее основную прибыль предприятие получает за счет продаж машин на внутреннем рынке. «Маржинальность по экспортным машинам небольшая и это скорее хорошая возможность загрузить наши производственные мощности и обеспечить работой как можно больше наших граждан», – говорит г-н Нуртлеуов.

В зерновом секторе доля экспорта группы компаний Диканшы из Северо-Казахстанской области составляет от 50% до 70%. Большая разница объясняется динамичностью конъюнктуры внутреннего рынка, что влечет за собой изменение спроса на внешних рынках. Сельское хозяйство имеет свои сезонные тенденции, что также может влиять на итоговые результаты компании, отмечает Дмитрий Пампур, генеральный директор фирмы. В связи с этим трудно с уверенностью прогнозировать рыночный спрос. Делать запасы, исходя из объемов продаж и ценовой динамики – не всегда оправдывает ожидания. Как показывает опыт, рынок стремительно меняется в ту или иную сторону и подобная «предусмотрительность» может повлечь за собой катастрофические последствия.

Вместе с тем доходность экспортной деятельности костанайской кондитерской фабрики «Баян Сулу» приносит предприятию от 40% до 45% прибыли, сообщил Евгений Конрат, директор компании по маркетингу и продажам.

В 2013 году по отношению к 2012 году экспортные продажи выросли на 30% и составляют к общему объему реализации 31% в натуральном выражении и около 40% в денежном.

Экспортный потенциал в ТС

Вступление Казахстана в ТС дало доступ всем трем опрошенным компаниям к новым рынкам. Но если машиностроители и кондитеры отмечают для себя больше положительных моментов, нежели отрицательных, энтузиазм зерновиков несколько сдержан.

Так, HyundaiAutoTruck & Bus стал первым экспортером автомобилей в Казахстане.  А компания «Баян Сулу» пересмотрела свою экспортную политику.

Если рассматривать вопрос глобально, Таможенный союз укрепляет национальные экономики трех стран, отмечает Дмитрий Пампур. Тем не менее на локальном уровне, особенно в приграничных с Россией зонах, казахстанские переработчики и производители продуктов питания уже прочувствовали усиливающуюся конкуренцию с российскими коллегами. «Население Казахстана меньше чем в России, наши национальные производители изначально имели меньшие рынки сбыта и соответственно торговые обороты по сравнению с более крупными российскими производителями», – поясняет предприниматель. Поэтому конкурировать с большим соседом отечественным компаниям тяжелее. И если крупные казахстанские операторы способны выдержать давление, то не все мелкие сумеют остаться на плаву. По этой причине для здоровой конкуренции желательно изначально иметь равные условия с коллегами по ТС. Например, следует провести униформизацию требований для сертификации продукции. На данный момент они более жесткие в Казахстане, что дает возможность российским производителям создавать конкуренцию казахстанской продукции на наших же рынках. Сегодня наблюдаются перекосы, различия в требованиях к производителям в ТС, что может создавать преимущества некоторых стран перед другими участниками союза. Например, в приграничных с Россией зонах происходит вывоз зерна российскими посредническими компаниями автомобильным транспортом в сторону РФ. Пользуясь отсутствием таможенных границ, не соблюдается официальное оформление товара и уплата НДС, зерно приходуется как российское. Это нарушает ценовой баланс в приграничных зонах, обедняет бюджеты наших стран, нарушает процессы здоровой конкуренции.

Экспортный потенциал в ВТО

Кто-то из бизнесменов использует вступление в ВТО как новую возможность, а кто-то как препятствие к развитию. Казахстанский бизнес должен быть готов ко всему и особенно к экономической экспансии со стороны других индустриально развитых стран-членов международной организации, и тогда без поддержки государства бизнесу не выжить, считает г-н Нуртлеуов. Кроме того, необходимо перенять опыт таких стран как Корея, Япония и Китай. «ТС является своего рода тренировочной «игрой» для нас перед вступлением в ВТО, и, надеюсь, на большом «поле» мы не станем снова сырьевым донором», – отмечает предприниматель.

В то же время Евгений Конрат не думает, что вступление РК в ВТО повлечет за собой значительные изменения в структуре и географии экспортных продаж. Для этого, по его мнению, необходим ряд комплексных мер по поддержке отечественных производителей и продвижению казахстанских товаров на внешние рынки. «Однако при любых обстоятельствах мы будем расширять и наращивать экспортный потенциал. Ведь качественный продукт всегда будет завоевывать сердца потребителей, в каких странах бы они ни находились», – говорит спикер.

В свою очередь Дмитрий Пампур надеется, что с вступлением в ВТО в стране ускорятся процессы выравнивания в законодательной базе и требованиях к производителям и всем участникам торгово-экономических отношений. Это позволит создать равные условия конкуренции как между участниками ТС, так и между странами-членами ВТО, что в дальнейшем будет способствовать расширению географии экспортных направлений компаниями Казахстана.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ВТО ТС Грузия Тбилиси KaznexInvest Кетеван Бочоришвили Нино Чиковани миссия

21.10.2013 • 16:46 4197

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus