На прошлой неделе в эфире программы «Профессиональный разговор» на телеканале СТВ председатель совета директоров группы компаний Raimbek Раимбек Баталов в беседе с ведущей программы, председателем управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесовой озвучил мысль, что доля теневой экономики в несырьевом секторе Казахстана занимает не менее 50%.
«Мы не до конца понимаем несырьевую часть нашей экономики. И необходимо провести правительству совместно с бизнесом фундаментальные исследования, определить четкие, ключевые показатели: что мы определяем и как мы определяем. По нашим ощущениям доля теневой экономики в несырьевом секторе не менее 50%», – говорит бизнесмен.
Основной проблемой Жаннат Ертлесова назвала перемещение контрабанды в Казахстан из Китая и России. По словам Раимбека Баталова, «данный вопрос постоянно поднимается, и сегодня мы видим динамику сокращения нелегального импорта». «Чем будут проще процедуры таможенного оформления, чем будут более гармонизированы таможенные пошлины и реальнее работать инфраструктура, тем меньше будет данного «черного импорта», – заметил он.
Вместе с тем ведущая программы подчеркнула, что снижения доли теневой экономики в ВВП страны не наблюдается. «В течение 7 лет доля теневой экономики в ВВП, по официальным данным нашей статистики, составляет 19,7%, то есть она не снижается», – сказала Жаннат Ертлесова.
Растем не по дням, а по часам
Что касается доли теневой экономики в ВВП других стран мира, то здесь у Казахстана, конечно, если верить Раимбеку Баталову, позиции не самые лучшие.
Согласно топ-10 стран с высокой долей теневой экономики, Грузия имеет 72,5% доходов от ВВП, Боливия – 70,7%, Азербайджан – 69,6%, Перу – 66,3%, Танзания – 63%, Украина – 58,1%, Таиланд – 57,2%, Зимбабве – 56,1%, Уругвай – 56%, Гватемала – 55%.
В принципе, стоять где-то рядом с вышеперечисленными странами – честь довольно сомнительная.
Для того чтобы понять динамику теневой экономики, достаточно обратиться к оценкам, которые были даны еще в январе 2011 года.
Тогда в комментариях КазТАГ директор Центра экономического анализа Ораз Жандосов оценил объем теневой экономики в Казахстане в 30%, при официальных данных в 20%. «Последние несколько лет эта цифра составляет 20%. То, что (Агентство РК по статистике) собирает путем отчетности, это 80%. А оставшиеся 20% – это то, что статагентство потом досчитывает, – «ненаблюдаемую» экономику и «скрытую» экономику… Я думаю, теневая часть больше (чем называет статагентство), но не принципиально – порядка 30%. На мой взгляд, это потому что основные секторы экономики – сырьевые и в целом работают в «белом пространстве», – сказал он, выступая в клубе «АйтPARK».
Вывод напрашивается сам собой. Если верить Раимбеку Баталову и Оразу Жандосову, то за два прошедших года доля теневого рынка в Казахстане выросла на 20%.
Почему?
Достаточно сделать небольшой анализ ситуации с теневой экономикой, чтобы понять: ее доля выше там, где рыночная среда менее развита.
Так, странами с самым маленьким удельным весом теневой экономики признаны Швейцария, где этот показатель составил 8,6% ВВП, США (8,8%), Австрия (9,8%) и Люксембург (9,9%).
В то же время в странах – членах Таможенного союза этот показатель достигает: около 50% – в Беларуси, 48,6% – в России.
Главная причина ухода бизнеса в теневой сектор – более выгодные условия работы.
Поэтому еще в 2008 году тогдашний вице-министр экономического развития и торговли РК Куандык Бишимбаев перечислял способы уменьшить долю теневого сектора. «Наша стратегия – создать такие условия, чтобы предпринимателю было выгоднее работать в официальном секторе экономики и это было бы сопряжено с меньшими издержками и рисками, чем если бы он работал неофициально. Совсем недавно было принято несколько инициатив, которые, на наш взгляд, существенно влияют на выход предпринимателя из тени. Вы знаете, что у нас КПН снижен с 30% до 20%, подоходный налог с физлиц – до 10%, НДС – с 14% до 12%. В то же время увеличены объемы оборотов предприятий, в пределах которых они не обязаны становиться на учет по налогу на добавленную стоимость. Если годовой оборот предприятия не превышает 20 млн тенге, ему нет необходимости платить НДС и быть на учете в налоговом комитете. Соответственно, у него нет стимулов для того, чтобы уходить от налогообложения или от неуплаты НДС», – сказал он тогда.
Какие за 5 лет произошли изменения? Так вот КПН стал дифференцированным. 10% – применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, для которого земля является основным средством производства, 20% применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, принявшим общеустановленный порядок, 15% применяется к сумме выплачиваемого дохода (за исключением доходов нерезидентов из источников в РК). Некоторые виды доходов облагаются у источника выплаты. К ним относятся, в частности, дивиденды, доходы нерезидентов из источников в РК, вознаграждение, выплачиваемое юридическим лицам, и другое. Налог удерживается у источника выплаты при выплате доходов независимо от формы и места выплаты дохода и перечисляется, по общему правилу, не позднее пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата.
Более гибким стал и НДС. Так, 12% – это по облагаемому обороту и по облагаемому импорту, 0% – оборот по реализации товаров на экспорт (за исключением экспорта лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, оказание услуг в связи с международными перевозками. Обороты, освобожденные от НДС, – обороты по реализации товаров (работ, услуг), включающие, в частности, взносы в уставный капитал, финансовые услуги, передачу имущества в финансовый лизинг, геологоразведочные работы, импорт некоторых товаров, в том числе импорт товаров физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза товаров, импорт иностранной валюты, лекарственных средств и иных товаров.
Так что формально условия для работы стали лучше, но объем теневой экономики вырос.
Членство Казахстана в Таможенном союзе сильно изменило условия. В результате высоких таможенных пошлин заметно усилилась контрабанда из Китая, России и Беларуси.
Поэтому сегодня перед казахстанскими властями стоит довольно сложная задача: усилить администрирование на границах, одновременно улучшая условия для легальной работы. Только это и может принести успех.