USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

Теневой рынок и Таможенный союз: сообщающиеся сосуды

Чем больше субъектов бизнеса уходит в теневой сектор экономики, тем меньше поступлений в бюджет

Share
Share
Share
Tweet
Share
Теневой рынок и Таможенный союз: сообщающиеся сосуды- Kapital.kz

На прошлой неделе в эфире программы «Профессиональный разговор» на телеканале СТВ председатель совета директоров группы компаний Raimbek Раимбек Баталов в беседе с ведущей программы, председателем управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесовой озвучил мысль, что доля теневой экономики в несырьевом секторе Казахстана занимает не менее 50%.

«Мы не до конца понимаем несырьевую часть нашей экономики. И необходимо провести правительству совместно с бизнесом фундаментальные исследования, определить четкие, ключевые показатели: что мы определяем и как мы определяем. По нашим ощущениям доля теневой экономики в несырьевом секторе не менее 50%», – говорит бизнесмен.

Основной проблемой Жаннат Ертлесова назвала перемещение контрабанды в Казахстан из Китая и России. По словам Раимбека Баталова, «данный вопрос постоянно поднимается, и сегодня мы видим динамику сокращения нелегального импорта». «Чем будут проще процедуры таможенного оформления, чем будут более гармонизированы таможенные пошлины и реальнее работать инфраструктура, тем меньше будет данного «черного импорта», – заметил он.

Вместе с тем ведущая программы подчеркнула, что снижения доли теневой экономики в ВВП страны не наблюдается. «В течение 7 лет доля теневой экономики в ВВП, по официальным данным нашей статистики, составляет 19,7%, то есть она не снижается», – сказала Жаннат Ертлесова.

Растем не по дням, а по часам

Что касается доли теневой экономики в ВВП других стран мира, то здесь у Казахстана, конечно, если верить Раимбеку Баталову, позиции не самые лучшие.

Согласно топ-10 стран с высокой долей теневой экономики, Грузия имеет 72,5% доходов от ВВП, Боливия – 70,7%, Азербайджан – 69,6%, Перу – 66,3%, Танзания – 63%, Украина – 58,1%, Таиланд – 57,2%, Зимбабве – 56,1%, Уругвай – 56%, Гватемала – 55%.

В принципе, стоять где-то рядом с вышеперечисленными странами – честь довольно сомнительная.

Для того чтобы понять динамику теневой экономики, достаточно обратиться к оценкам, которые были даны еще в январе 2011 года.

Тогда в комментариях КазТАГ директор Центра экономического анализа Ораз Жандосов оценил объем теневой экономики в Казахстане в 30%, при официальных данных в 20%. «Последние несколько лет эта цифра составляет 20%. То, что (Агентство РК по статистике) собирает путем отчетности, это 80%. А оставшиеся 20% – это то, что статагентство потом досчитывает, – «ненаблюдаемую» экономику и «скрытую» экономику… Я думаю, теневая часть больше (чем называет статагентство), но не принципиально – порядка 30%. На мой взгляд, это потому что основные секторы экономики – сырьевые и в целом работают в «белом пространстве», – сказал он, выступая в клубе «АйтPARK».

Вывод напрашивается сам собой. Если верить Раимбеку Баталову и Оразу Жандосову, то за два прошедших года доля теневого рынка в Казахстане выросла на 20%.

Почему?

Достаточно сделать небольшой анализ ситуации с теневой экономикой, чтобы понять: ее доля выше там, где рыночная среда менее развита.

Так, странами с самым маленьким удельным весом теневой экономики признаны Швейцария, где этот показатель составил 8,6% ВВП, США (8,8%), Австрия (9,8%) и Люксембург (9,9%).

В то же время в странах – членах Таможенного союза этот показатель достигает: около 50% – в Беларуси, 48,6% – в России.

Главная причина ухода бизнеса в теневой сектор – более выгодные условия работы.

Поэтому еще в 2008 году тогдашний вице-министр экономического развития и торговли РК Куандык Бишимбаев перечислял способы уменьшить долю теневого сектора. «Наша стратегия – создать такие условия, чтобы предпринимателю было выгоднее работать в официальном секторе экономики и это было бы сопряжено с меньшими издержками и рисками, чем если бы он работал неофициально. Совсем недавно было принято несколько инициатив, которые, на наш взгляд, существенно влияют на выход предпринимателя из тени. Вы знаете, что у нас КПН снижен с 30% до 20%, подоходный налог с физлиц – до 10%, НДС – с 14% до 12%. В то же время увеличены объемы оборотов предприятий, в пределах которых они не обязаны становиться на учет по налогу на добавленную стоимость. Если годовой оборот предприятия не превышает 20 млн тенге, ему нет необходимости платить НДС и быть на учете в налоговом комитете. Соответственно, у него нет стимулов для того, чтобы уходить от налогообложения или от неуплаты НДС», – сказал он тогда.

Какие за 5 лет произошли изменения? Так вот КПН стал дифференцированным. 10% – применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, для которого земля является основным средством производства, 20% применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, принявшим общеустановленный порядок, 15% применяется к сумме выплачиваемого дохода (за исключением доходов нерезидентов из источников в РК). Некоторые виды доходов облагаются у источника выплаты. К ним относятся, в частности, дивиденды, доходы нерезидентов из источников в РК, вознаграждение, выплачиваемое юридическим лицам, и другое. Налог удерживается у источника выплаты при выплате доходов независимо от формы и места выплаты дохода и перечисляется, по общему правилу, не позднее пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата.

Более гибким стал и НДС. Так, 12% – это по облагаемому обороту и по облагаемому импорту, 0% – оборот по реализации товаров на экспорт (за исключением экспорта лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, оказание услуг в связи с международными перевозками. Обороты, освобожденные от НДС, – обороты по реализации товаров (работ, услуг), включающие, в частности, взносы в уставный капитал, финансовые услуги, передачу имущества в финансовый лизинг, геологоразведочные работы, импорт некоторых товаров, в том числе импорт товаров физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза товаров, импорт иностранной валюты, лекарственных средств и иных товаров.

Так что формально условия для работы стали лучше, но объем теневой экономики вырос.

Членство Казахстана в Таможенном союзе сильно изменило условия. В результате высоких таможенных пошлин заметно усилилась контрабанда из Китая, России и Беларуси.

Поэтому сегодня перед казахстанскими властями стоит довольно сложная задача: усилить администрирование на границах, одновременно улучшая условия для легальной работы. Только это и может принести успех.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.