Ниша производства коммерческих комиксов на постсоветском пространстве все еще не занята, между тем заработать на этом можно по-крупному. К примеру, состояние владельца бренда комикс-вселенной Marvel («Железный человек», «Человек-паук», «Капитан Америка», «Халк», «Мстители») американского бизнесмена Исаака Перлмуттера оценивается в $2,4 млрд. Воспользовавшись подобной ситуацией, Ашот Габрелянов, исполнительный директор российского холдинга News Media, запустил издательство Bubble, специализирующееся на создании комиксов. Инвестиции в проект за прошлый год составили $3-4 млн. В настоящее время в резерве издательства 4 комикса, выходящие еженедельно тиражом в 10 тыс. экземпляров.
Однако продажа комиксов – это не сама цель. Зачастую предприниматели создают героев, раскручивают их, а потом зарабатывают на продажах образов героев на майках, кружках, одежде, в кино и т.д. Довольно часто, дабы не вкладывать ресурсы в производство, компании разрешают использование своих героев другими производителями, естественно, за соответствующее вознаграждение.
Так и с компанией Bubble. «Наша задача на сегодняшний день состоит в популяризации образов для дальнейшей их продажи», – пояснил г-н Габрелянов.
Вместе с тем бизнес, построенный на тиражировании тех или иных образов, очень часто связан с разного рода разбирательствами относительно их правообладания.
Еще в 90-х, по данным ubr.ua, производителя наполнителя для кошачьего туалета «Матроскин» обязали платить Эдуарду Успенскому процент от прибыли за использование известного персонажа. Правообладатели мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» отсудили у компании – производителя пазлов 1 млн рублей за незаконное использование персонажей в пазлах. А не так давно стало известно, что правообладатели «Маши и Медведя» подали иск на несколько крупных ритейловых украинских сетей за незаконное использование изображения персонажей на пищевой продукции.
Между тем рынок печатных комиксов сокращается. Только за последние 15 лет, по данным slon.ru, годовой выпуск новых историй о супергероях сократился со 100 млн до 70-80 млн экземпляров – индустрия комиксов прекрасно живет за счет кино, анимации и продажи сопутствующих товаров. Обе компании-монополиста, DC и Marvel, контролируют 75% рынка объемом $700 млн (только половина этой суммы – новые комиксы, остальная часть – переиздания в виде графических новелл, ставших популярными в 2000-е). Оставшаяся доля распределена между несколькими крупными независимыми издателями и парой сотен мелких.
В связи с упадком тиражей комиксов сформировался новый рынок – цифровых изданий. По сути, создателем этого рынка явилась компания comiXology. В 2011-м она продала комиксов на $19 млн (весь рынок был оценен в $25 млн), а в 2012-м – уже на $70 млн.
Многие считают, что родиной комиксов являются США. На самом деле это совсем не так. Первые истории в картинках появились на территории Европы в далеком XVI веке. Тогда в Испании стали выпускать так называемые «картинки для народа». Чаще всего первые комиксы отображали религиозную тематику, но выпускались также и картинки на светские сюжеты. Новый литературно-художественный жанр искусства назывался «аллилуй». Объем такого произведения составлял 48 эпизодических картинок с подписями.
Первое же масштабное производство рассказов в картинках было запущено во французском городке Эпинале в XIX веке. Всего было издано 600 различных историй, каждая из которых состояла из 16 эпизодов. А с 1830 по 1836 годы в Швейцарии выпускались комиксы о приключениях Жабо и Крепена.