Потребительский бум
АВТОР

06.10.2013 • 23:05 2902

Потребительский бум

Банковской сфере выгодно кредитовать торговлю.

Банковской сфере выгодно кредитовать торговлю. Тем самым обеспечивая доходность, которая устраивает финансовые организации. Но риски накапливания долговой нагрузки могут сыграть с Казахстаном злую шутку.

На прошлой неделе Национальный банк РК опубликовал сведения, согласно которым наиболее значительная сумма банковских кредитов приходится на торговлю.

По данным Нацбанка, всего по республике на 1 сентября текущего года банками было выдано кредитов на 10 782 777 млн тенге, из них на торговлю – 2 096 216 млн тенге, строительство – 1 400 693 млн тенге, промышленность – 1 283 480 млн тенге. На кредитование транспорта было выделено 360 479 млн тенге, сельское хозяйство – 336 850 млн тенге, связь – 98 663 млн тенге, на другие отрасли приходится 5 206 397 млн тенге.

Для сравнения: в 2012 году кредитов было выдано на сумму в размере 9 393 955 млн тенге, опять-таки большая сумма банковских займов пришлась на сферу торговли – 1 856 084 млн тенге, далее следуют строительство – 1 384 144 млн тенге и промышленность – 1 145 044 млн тенге.

Продовольственные товары

По большому счету, банки понять можно. Анализ показывает, что цены на продукты в Казахстане растут. По данным Агентства РК по статистике, в июле прошлого года цены на продукты повысились на 3,4%.

Как отмечают в агентстве, в прошедшем месяце «замедлился прирост цен на хлеб, составив в июле текущего года против июля 2011 года 1,1%, алкогольные напитки – 4,3%, булочные и мучные изделия – 4,8%, кофе, чай и какао – 5,2%, молочные продукты – 5,3%, кондитерские изделия – 5,8%. Рост цен на мясо такой: говядина стала дороже на 23,7%, конина – на 20,5%, баранина – на 20,4%, свинина – на 17,8%, колбасы, изделия из мяса – на 9,4%».

В августе, согласно данным Агентства РК по статистике, цены на продовольственные товары по сравнению с августом 2012 года увеличились на 4,3%.

Цены выросли на макаронные изделия на 10%, муку – на 9,8%, фрукты и овощи – на 9,3%, кофе, чай и какао подорожали на 4,3%, молочные продукты, рыба и морепродукты – на 4,2%.

В совместном прогнозе на 2013-2022 годы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Организации экономического сотрудничества и развития общий рост цен на продовольствие за десятилетие может составить 10-40%. Причем повышение цен на мясные продукты заметно опередит темпы удорожания зерновых.

Непродовольственные товары

Наряду с продовольствием растут цены и на непродовольственные товары.

Так, по данным департамента статистики Алматы, в мае 2012 года по сравнению с апрелем отмечено повышение цен на отдельные виды одежды и обувь, строительные материалы, посуду, товары личной гигиены, бытовую технику, медикаменты.

Цены на мужскую, женскую и детскую одежду увеличились на 0,4-0,9%.

В группе стройматериалов – стекло, обои, кафель, краски, цемент, сухие строительные смеси – цены увеличились от 0,2% до 1,3%. Прирост цен на посуду составил в среднем 0,5%, на медикаменты – до 0,7%. Бытовая техника подорожала на 0,3-06%.

Кстати, в 2013 году рост цен на непродовольственные товары немного замедлился, однако фактор членства Казахстана в Таможенном союзе может в любой момент сказаться на них. Все зависит от того, на какие группы товаров и услуг Евразийская экономическая комиссия будет повышать таможенные пошлины.

Пример России

Надо заметить, что торговля была, есть и пока останется отраслью, наиболее перспективной для кредитования. С этим согласен вице-президент, заместитель руководителя корпоративного блока Промсвязьбанка Максим Мелихов, который в интервью Bankir.Ru сказал: «В России средняя ставка по кредитам юрлицам в рублях на протяжении прошлого года оставалась достаточно стабильной и колебалась в пределах 12-13%, средняя ставка по кредитам в валюте была более волатильна, в некоторые месяцы поднимаясь почти до 10%, а в другие – опускаясь до 8%». По его словам, такие высокие ставки могла себе позволить и торговля. То же самое происходит и в Казахстане.

В начале апреля 2013 года тогда еще председатель Нацбанка РК Григорий Марченко (с 1 октября – Кайрат Келимбетов) заметил, что «по имеющимся у нас данным мониторинга предприятий, в торговле маржа составляет 50-60%».

Активно развивается интернет-торговля. «Сейчас очень многие люди поступают абсолютно правильно: они приходят в магазин, меряют, выбирают то, что им нравится, записывают артикул этого товара, а потом заказывают его через интернет», – сказал тогда же Григорий Марченко.

Развитие интернет-торговли тоже связано с банковским кредитованием.

Риски

Банки кредитуют торговлю, тем самым вызывая очередную волну потребительского бума. В январе-апреле 2013 года розничная торговля выросла на 12,8%, составив 1,444 трлн тенге. Причем потребительский бум налицо: в Северо-Казахстанской области объем торговли вырос на четверть, в Астане и Атырауской области – более чем на 25%. При этом реальная зарплата сильно отстает. Так, в апреле 2013 года по сравнению с апрелем прошлого года она выросла всего на 1,4%. Оборот розничной торговли почти в 10 раз опережает и производство товаров, и рост покупательской способности. Такой существенный разрыв свидетельствует, что в экономике сложился большой перекос в пользу торговли. Следовательно, потребительский рынок работает как насос, перекачивая деньги от населения зарубежным производителям.

И, значит, растут темпы кредитования. Банки дают кредиты торговле и населению, которые кормят другие страны. Риски налицо. Во-первых, население может оказаться не способным обслуживать уже взятые кредиты, и тогда банки получат еще одну порцию безнадежных кредитов. Предыдущая порция таких кредитов до сих пор нервирует финансовую систему. Во-вторых, деньги уходят за границу, внутри страны они не остаются. Не исключено, что волна потребительского бума увеличит долг. 

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

банки кредиты продовольственные товары Максим Мелихов

06.10.2013 • 23:05 2902

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus