Средний уровень рейтингов казахстанских банков, по оценке международного рейтингового агентства Standart&Poor`s, находится в диапазоне от В до В+, что считается низким в международном контексте. При этом прогноз по рейтингам почти всех рейтингуемых банков Казахстана – стабильный, что отражает сбалансированные риски банковского сектора. Об этом рассказали эксперты S&P на прошедшей в Алматы конференции «Казахстан в посткризисный период».
Комментируя ситуацию среди БВУ, Аннет Эсс, ведущий аналитик «Финансовых институтов» Standart&Poor`s, подчеркнула, что по двум казахстанским банкам был сделан позитивный прогноз. «Мы отметили увеличивающуюся долю на рынке «Цеснабанка». Также позитивный прогноз присвоен Евразийскому банку, который с приходом новой команды менеджмента в 2009 году добился хороших результатов в плане повышения прибыльности и следования стратегии», – комментирует Аннет Эсс.
Негативное воздействие на уровень рейтинга могут оказать несколько факторов. Среди них ослабление капитализации. «Если активы банка растут быстрее, чем прибыль, и при этом акционеры не вливают капитал – это, возможно, приведет к ослаблению капитализации», – считает ведущий аналитик S&P. Кроме того, к негативным факторам относятся сокращение ликвидных активов в связи с изъятием крупных депозитов, увеличение объема проблемных кредитов, реструктурированных кредитов или повышение концентрации на отдельных секторах и отдельных заемщиках.
Оценивая экономический риск, эксперты отмечают стабильную тенденцию. «В августе этого года мы присвоили стабильный тренд, который означает, что в следующие 12 месяцев очень мала возможность изменения экономического риска», – комментирует ведущий аналитик S&P. При этом эксперты обращают внимание на негативные факторы, такие как недиверсифицированная экономика, зависящая от производства сырьевых товаров, и высокие политические риски. Здесь отмечают, что экономика Казахстана, в отличие от российской, где наблюдается замедляющийся рост, находится в стадии коррекции. Более высокие кредитные риски в Казахстане по сравнению с Россией специалисты объясняют более высокой агрессивной практикой кредитования и андеррайтинга, о чем свидетельствует больший объем проблемных кредитов и потерь по кредитам. «Вопреки нашим ожиданиям, в 2012-м и в I полугодии 2013 года существенного сокращения объема проблемных кредитов в банковской системе Казахстана не произошло. В соответствии с имеющимися данными уровень просроченных кредитов в банковской системе немного снизился – с пикового значения 31,9% на 31% в марте 2012 года и до 30% в середине 2013-го», – отмечают аналитики S&P.
Как «стабильный» оценивают эксперты S&P и отраслевой риск, отмечая, что, несмотря на продажу реструктурированных банков и быстрый рост банков среднего размера, в РК не ожидается возникновения рисков, угрожающих стабильности отрасли. «Мы считаем, что динамика конкуренции в РК стабильна, несмотря на рост некоторых банков среднего размера или продажи трех реструктурированных банков государству», – отмечает Аннет Эсс, которая полагает, что, несмотря на возможность снижения доли трех крупнейших банков после продажи АО «БТА Банк», это ненамного повлияет на баланс конкуренции. Эксперты прогнозируют рост конкуренции со стороны дочерних компаний российских банков (пользующихся преимуществом доступа к фондированию). «За некоторым исключением банки не могут достичь увеличения прибыльности, соответствующего росту активов. Показатели маржи, скорректированные с учетом рисков, достаточно низкие, поэтому большинство банков зависят от желания и готовности владельцев банка регулярно осуществлять вливание капитала», – отмечает ведущий аналитик S&P.
Участники конференции отметили тот факт, что низкая диверсификация банковского бизнеса остается проблемой. По данным S&P, кредитный портфель казахстанских банков по типу клиентов на середину 2013 года в разрезе выглядит так: 17% – кредитование МСБ, 24% – розничное кредитование, 59% – коммерческое кредитование. «Казахстанские банки традиционно финансируют более слабые и волатильные отрасли. Наблюдается высокий уровень концентрации на отдельных секторах. Объем финансирования проектов строительства и недвижимости снова возрастает», – считают аналитики S&P. Кроме того, здесь отмечают, что происходит рост потребительского кредитования, в основном необеспеченного, и наметился агрессивный рост нескольких банков среднего размера.
Комментируя ситуацию с показателями капитализации, Аннет Эсс обращает внимание на то, что, если убрать доход от реструктуризации трех государственных банков, казахстанская банковская система показала бы убыточность на протяжении четырех последних лет. «И хотя мы видим, что большинство средних банков показывает прибыльность, убыточность крупнейших банков первой десятки негативно влияет на прибыльность всей банковской системы РК», – считает ведущий аналитик S&P. Так, в 2012 году пять из десяти крупнейших банков, на долю которых приходится 47% активов, оказались убыточными или достигли порога безубыточности.
По мнению экспертов, потери по кредитам в банковском секторе Казахстана растут по сравнению с кредитованием в банках России, что в значительной степени связано с разовыми сделками, а также с требованием регулятора привести резервы, сформированные согласно национальным стандартам, в соответствие с МСФО. «Из 20 рейтингуемых нами банков лишь четыре имеют адекватную позицию по риску. Все остальные имеют умеренную и слабую. Мы относим к слабой и умеренной не только банки, которые показывают высокий уровень проблемных кредитов или у которых негативный тренд, но и те финансовые институты, которые показывают проблемные кредиты меньше 5%, но при этом агрессивно растут. Потому что в случае непредвиденного ухудшения экономической ситуации уровень проблемных кредитов в этих банках возрастет», – считает Аннет Эсс.
Прогнозируя темпы роста банковского сектора в 2013 году, эксперты S&P отмечают, что эти показатели превысят уровень 2012 года, но будут ниже 20%.