Необходимость объединения южных и восточных регионов республики севером – одна из главных задач на ближайшие годы. Строительство автомобильных дорог Астана-Караганда и Астана-Павлодар улучшит автодорожную сеть и даст дополнительные возможности.
На сайте Комитета автомобильных дорог МТК РК опубликовано сообщение, согласно которому в Казахстане начиналось строительство автодорог Астана-Караганда и Астана-Павлодар.
По словам заместителя председателя Комитета автомобильных дорог МТК РК Сатжана Аблалиева, по поручению главы государства в текущем году в Казахстане стартовала реализация проектов по направлениям – «Центр-Юг» и «Центр-Восток».
«Строительные работы начались одновременно в двух направлениях: «Астана-Темиртау» и «Астана-Павлодар». Дорога «Астана-Темиртау» разделена на шесть участков. В настоящее время строительные работы ведутся на двух участках в Акмолинской и Карагандинской областях.
Что касается остальных четырех участков, то для них сейчас разрабатывается проектно-сметная документация (ПСД). Ожидается, что эти работы мы завершим до конца сентября и уже к октябрю путем конкурса сможем определить подрядные компании. То есть в этом году будут определены подрядчики для всех 6 участков.
По направлению «Центр-Восток» строительные работы ведутся на промежутке «Павлодар-Калбатау-Семей», а также на участке «Астана-Павлодар», – подчеркнул Сатжан Аблалиев.
По словам г-на Аблалиева, дорога «Астана-Павлодар» разделена на 12 участков. Сегодня подрядные компании начали строительные работы на двух из них. В частности, выполняются мобилизационные работы и заготовка материалов на участке «Обход города Павлодар» со строительством нового моста через реку Иртыш.
По остальным десяти участкам разрабатывается проектно-сметная документация.
Нет выхода
Строительство автодороги «Астана-Караганда» назрело не случайно. По данным статистики, из года в год увеличивается количество ДТП с жертвами со смертельным исходом. В 2012 году погибли 178 человек, 568 получили ранения. Показатели ежегодно растут. Наибольшее число аварий происходит на трассе Алматы-Астана и именно на тех участках, которые проходят вдоль сел. Для сравнения: в Караганде, крупном городе с огромным транспортным потоком, с начала года в авариях погибли 26 человек, на дорогах сельской местности – 112.
В 2012 году выделены средства на разработку проектно-сметной документации по реконструкции трассы. Ее протяженность по Карагандинской области составит 158 км – это метраж 2013 года. В целом на реконструкцию уйдет около двух с половиной лет, и на это время дорогу придется разгрузить.
Для чего будет изучена возможность введения дополнительных поездов и авиамаршрутов из Караганды в столицу.
Не дорога, а направление
Автодорога «Астана-Павлодар» тоже отличается высокой аварийностью и низкой проходимостью.
В августе 2012 года на совещании по вопросу развития северных регионов республики президент Нурсултан Назарбаев поручил решить вопрос строительства автодороги.
Эта дорога в объезд города, протяженность – свыше 1 тыс. километров.
Работы невпроворот
Если говорить об обеспеченности автомобильными дорогами, то Казахстану есть куда развиваться.
Так, согласно данным исполнительного комитета СНГ, Казахстан по обеспеченности автодорогами занимает лишь четвертое место в Содружестве, уступая Азербайджану, Армении и Беларуси.
И это несмотря на то, что в период 1999-2010 годов Казахстан потратил на реконструкцию и капитальный ремонт дорог больше всех в СНГ– около $2,436 млрд. Для сравнения: Азербайджан потратил около $1,794 млрд, Армения – $195,7 млн, Беларусь – $484,4 млн.
Вместе с тем до 2015 года Казахстан снова потратит на реконструкцию и капитальный ремонт дорог $12,755 млрд. Для сравнения: Азербайджан потратит более $5,117 млрд, Армения – $1,5 млрд, Беларусь – $6,5 млрд.
Еще более пессимистичные данные у РК по плотности автомобильных дорог общего пользования. По этому показателю первое место в СНГ занимает Беларусь, где приходится 412,6 км автодорог на 1 тыс. кв. км территории. На последнем месте Казахстан (25,8 км), а в среднем по странам Содружества она составляет 55,9 км.
Более-менее приличные показатели у Казахстана по плотности дорог в расчете на 1 тыс. жителей. С показателем 4,2 км мы уступаем только Беларуси и России.
Транзит имеет шансы
Власти всерьез озабочены состоянием автодорожной сети. И в ближайшие годы она будет в корне улучшена.
До 2020 года в Казахстане будут построены две платные автодороги, соединяющие столицу нашей страны с Алматы и Павлодаром.
При запуске механизма концессий на законодательном уровне МТК намеревается начать строительство сразу нескольких дорог – Астана-Щучинск-Боровое, расширение до шести полос Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), реконструкция трасс Алматы-Хоргос, Алматы-Капшагай, Астана-Караганда.
Но автокоридор Западная Европа – Западный Китай строится и будет сдан в ближайшие годы, Астана-Павлодар и Астана-Караганда уже начаты, и потому у Казахстана есть все возможности стать сильной транзитной территорией.
Власти ставят вполне конкретную задачу –
двукратное увеличение объема транзитного грузопотока к 2020 году с возможностью
увеличения до 50 млн тонн. Для сравнения отметим, что в 2010 году транзит
грузов по территории Казахстана составил 15 млн тонн, в 2011 году – 16,5 млн
тонн.