Будет ли Казахстан поставлять нефть в Кыргызстан?
АВТОР

16.07.2013 • 17:08 4494

Будет ли Казахстан поставлять нефть в Кыргызстан?

Министр экономического регулирования Кыргызстана Темир Сариев заявил о возможности строительства трубопровода между Кыргызстаном и Казахстаном для последующей переработки нефти в Кыргызской Республике.

Г-н Сариев рассказал, что для обсуждения проекта строительства нефтепровода будет создана рабочая группа с участием представителей Кыргызстана, Казахстана и Азербайджана, так как эта страна изучает возможность строительства в Кыргызстане нефтеперерабатывающего завода.

«Речь идет о строительстве нефтепровода из казахстанских городов Шымкент или Кызылорда для поставки сырья в Кыргызстан, где азербайджанская сторона намерена построить завод мощностью 2 млн тонн нефтепродуктов в год», – пояснил г-н Сариев. При этом он подчеркнул, что стороны пока только обсуждают возможности строительства, более конкретные переговоры могут начаться после того, как рабочая группа подготовит проект.

Ранее в Бишкеке сообщалось, что государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) планирует построить в Кыргызстане нефтеперерабатывающий завод мощностью 2 млн тонн в год.

Однако казахстанские эксперты скептически отнеслись к этой идее. «Реализация строительства нефтепровода по территории Казахстана и Кыргызстана вызывает определенное сомнение», – говорит Акмарал Жумагалиева, аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ). Вероятнее всего, по мнению аналитика, такое строительство возможно лишь в отдаленной перспективе, когда, к примеру, в соседнем Кыргызстане будут мощности, способные перерабатывать объемы, обычно формируемые для перегонки по трубе.

На сегодня известно, что в Кыргызстане имеются два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), мощности которых равны – 100 тыс. тонн в год и 300 тыс. тонн в год. При этом г-жа Жумагалиева подчеркнула, что 90-95% потребности республики в ГСМ покрывается за счет привозного готового топлива.

«Так, для решения проблем рынка нефтепродуктов кыргызское высшее руководство вынуждено рассматривать различные варианты», – говорит г-жа Жумагалиева. В 2012 году, к примеру, лидеры Кыргызстана и Азербайджана достигли договоренности о строительстве НПЗ азербайджанской компанией. Однако, по информации аналитика АИРИ, просчитав все плюсы и минусы, азербайджанцы пока отложили этот проект в долгий ящик. При этом к концу текущего года китайская компания обещает завершить строительство в Кара-Балте НПЗ мощностью 800 тыс. тонн. «Но даже с таким увеличением объемов строить нефтепровод пока нерационально», – считает г-жа Жумагалиева. Однако строящая НПЗ китайская компания China Petrol Company Zhongda заявляет, что перевозка нефти по железной дороге будет стоить $40-50 за 1 тонну, а поставки по нефтепроводу обойдутся в $10 за 1 тонну. Таким образом, по их расчетам, экономия средств будет составлять $30 млн в год. При этом строительство 1 км нефтепровода обойдется в среднем в сумму около $1 млн.

Также руководство этой компании делало заявление, что China Petrol Company Zhongda намерена построить нефтепровод «Шымкент – Кара-Балта – Иссык-Куль – Аксу» (СУАР КНР) протяженностью 1,1 тыс. км и предварительной мощностью в 10 млн тонн в год. Протяженность ветки Шымкент – Кара-Балта составит примерно 400 км. Но пока, по замечанию г-жи Жумагалиевой, остается непонятно, на какую ресурсную базу при этом будут ориентироваться инвесторы строительства нефтепровода. При этом, по мнению эксперта, полагаться на ресурсы, обеспечивающие объемы нефтепровода «Атасу – Алашанькоу», совершенно нерационально.

Более того, бывший министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев заявлял, что если и будут поставки казахстанской нефти в Кыргызстан, то только по мировым ценам, с соответствующими пошлинами. Тогда же он высказывал свое мнение о том, что вряд ли в такой конфигурации Кыргызстану интересны поставки нефти из Казахстана.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

НПЗ Сауат Мынбаев Темир Сариев China Petrol Company Zhongda Акмарал Жумагалиева

16.07.2013 • 17:08 4494

Поделиться
Будет ли Казахстан поставлять нефть в Кыргызстан?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus