Белорусские компании проявляют интерес к казахстанской продукции. Вторая торговая миссия в Минске, организованная национальным агентством по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, показала: у отечественных товаропроизводителей имеются все предпосылки для наращивания экспорта в РБ. В рамках казахстанско-белорусского бизнес-форума деловые круги двух стран открыли новый диалог о партнерстве. В скором времени на белорусских прилавках появятся сухие строительные смеси, макаронные изделия, мясо индейки, фармацевтические препараты и кабельная продукция казахстанского производства. Кроме того, компания EUROCOPTER KAZAKHSTAN ENGINEERING начала переговоры о поставке в страну вертолетов.
«Мы рассчитываем, что общий объем контрактов торговой миссии составит около $5 млн. Но нельзя забывать о том, что в нашей торговой миссии участвовала компания EUROCOPTER KAZAKHSTAN ENGINEERING. И мы рассчитываем, что до конца текущего года вертолеты казахстанской сборки будут представлены на белорусском рынке. В соответствии с этим сумма контрактов, заключенных в рамках торговой миссии на экспорт, должна значительно увеличиться», – сообщил управляющий директор KAZNEX INVEST Аскар Арынов.
Гражданские вертолеты казахстанской сборки EC145 представлены руководству трех госведомств Беларуси. По итогам презентации предложение о приобретении летательной техники рассматривается в Министерстве здравоохранения РБ, Министерстве по ЧС РБ и Министерстве обороны РБ.
«Для нас важен вопрос: где можно использовать данные вертолеты? Для министерства по ЧС в экстренных случаях перелета в областные центры, для участия в каких-либо мероприятиях. В медицине, думаю, экипажу можно иметь один вертолет с медицинским оборудованием для крупных ДТП. Также можно его использовать для обслуживания массовых спортивных мероприятий. Рассматривать предложение о приобретении данной техники, конечно, нужно. Представленную вами информацию мы обязательно будем прорабатывать», – заявил заместитель министра по ЧС Александр Гончаров.
На следующем этапе переговоров стороны намерены детально обсудить технические параметры вертолетов.
Участниками казахстанско-белорусского бизнес-форума стали семь казахстанских компаний-производителей машиностроительной, пищевой, фармацевтической, кабельной, лакокрасочной продукции.
Стоит отметить, в национальном агентстве KAZNEX INVEST с начала текущего года проведен анализ более 20 стран. По результатам исследования наиболее перспективными для сбыта казахстанской продукции определены рынки Кыргызстана, России, Беларуси, Туркменистана, Украины и Китая. «Был проанализирован импорт данных стран и отмечена тенденция увеличения импорта определенных товарных позиций. Мы предложили казахстанским производителям этих товарных позиций участвовать в наших торговых миссиях с целью сбыта своей продукции в эти регионы. И семь компаний, которые были представлены сегодня в рамках торговой миссии, как раз и отобраны по такому принципу», – отметил Аскар Арынов.
Говоря о казахстанско-белорусских отношениях, чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Ергали Булегенов отметил, что между странами в последние годы наблюдается динамика укрепления двусторонних связей. Однако казахстанские предприниматели не спешат завоевывать белорусский рынок.
«В торговом обороте двух наших государств очень большой дисбаланс. Сегодня почти 87% от нашего товарооборота составляет белорусская продукция. Казахстанское содержание в этом товарообороте всего 13%. Это можно и нужно исправлять. У руководства Беларуси, белорусской торгово-промышленной палаты имеется большое желание, чтобы казахстанский бизнес присутствовал в РБ. Я надеюсь, что действительно, бизнесмены Казахстана найдут своих коллег по интересам и будет закрепление совместными документами. Для работы предпринимателей двух стран в обоих государствах созданы и создаются хорошие условия», – считает Ергали Булегенов.
Посол Казахстана в Беларуси отметил, что у отечественных производителей имеются большие возможности продвигать широкий ряд продукции в страну. И казахстанским компаниям необходимо активнее завоевывать рынок уже сейчас.
«Казахстанская продукция вызывает интерес у белорусов. Они бы с удовольствием брали, если бы наши производители активно шли завоевывать этот рынок. Белорусский рынок имеет большую перспективу. Сегодня действуют некоторые санкции Европейского союза в отношении Беларуси. Но, несмотря на это, торговля в ЕС у них активно идет. И когда эти санкции снимут, я уверен, что в РБ придут много европейских компаний, и этот рынок будет завоеван ими. И соответственно, Беларусь – это плацдарм для продвижения продукции европейцев на рынок Казахстана и России. Я бы считал, что нашим казахстанским предпринимателям можно этот рынок завоевать и дальше выходить на Европу», – поделился мнением г-н Булегенов.
Диспропорции во внешнеторговом обороте между РБ и РК председатель правления АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» Еркин Садыков объясняет сложной логистикой. Также, по мнению спикера, бизнесу Казахстана следует нарабатывать навыки продвижения товаров на внешние рынки, уметь вести переговоры, научиться пользоваться государственными инструментами поддержки. «Не всегда предприниматели понимают все выгоды государственной поддержки, и такие бизнес-форумы интересны тем, что компании получают возможность прямого доступа к переговорам со своими партнерами, потенциальными покупателями казахстанской продукции. Это важный существенный момент. Потому что сегодня не все казахстанские предприятия имеют в своих организациях соответствующих специалистов в структурных подразделениях. И среди них есть компании, которые планируют выходить на внешние рынки, за пределы Казахстана. А это большая наука, как свой товар продать. Его нужно, во-первых, презентовать, во-вторых, нужно выработать свою маркетинговую политику, изучить рынок, на который ты приехал», – сказал глава АО «КазЭкспортГарант».
Белорусские торговые компании, в свою очередь, выражают заинтересованность в товарах казахстанского производства. Однако самостоятельные поиски контактов с потенциальными партнерами Казахстана для белорусских компаний были безрезультатными, рассказывает заместитель генерального директора АОА «БЕЛБАКАЛЕЯ» Министерства торговли Республики Беларусь Варвара Платонова. «Примерно месяц назад мы поняли, что хотим с вами (Казахстаном) не просто дружить, а сотрудничать. Большими объемами закупать для РБ какую-либо продукцию, но исключительно, конечно, продуктовую. Так как у нас оптовая торговля продуктовыми товарами. И когда коснулись – тупик-стена, в связи с тем, что не можем найти контакты. К сожалению, так сложилось. Весь интернет облазили. Понятно, что выходим на ИП, на какие-то мелкие компании-перекупщики, но не выходим на производителей. Потому что сегодня рынок не изучен вообще», – рассказала Варвара Платонова.
Поставки казахстанской продукции позволят расширить ассортимент белорусского рынка, который сегодня не отличается разнообразием, говорит заместитель генерального директора АОА «БЕЛБАКАЛЕЯ». Торговая организация заинтересовалась макаронными изделиями ТМ «MADINA», лапшой быстрого приготовления «GRITO» и мясом индейки ТОО «Ордабасы кус». По словам г-жи Платоновой, подписание соответствующих экспортных контрактов состоится после предварительных расчетов, для которых потребуется около двух недель. «Ваши компании (Казахстана) здесь еще неизвестны, нам их еще нужно «раскрутить». Думаю, в этом году, ближе к августу начнем какие-то поставки», – озвучила сроки заключения сделок Варвара Платонова.