Население будет участвовать в голосованиях
В конце мая 2013 года сенат парламента Казахстана в первом чтении одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития местного самоуправления». Законопроект направлен на повышение роли населения в решении вопросов местного значения.
По информации Аслана Мусина, председателя Счетного комитета РК, из-за роста количества лжепредприятий в бюджет РК в 2012 году не поступило 63 млрд тенге. Не исключено, что сумма недоимок в государственный бюджет будет сокращаться, если предприниматели будут уверены, что их налоги будут использованы по целевому назначению. В свою очередь граждане, скорее всего, будут охотнее платить налоги, если, обратившись, например, в клинику, они получат квалифицированную помощь.
Именно посредством рационального построения системы местного самоуправления, доверие населения к власти должно заметно улучшиться. Так указывается в «Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан», которая была утверждена президентом в ноябре 2012 года. В данном документе польский опыт назван показательным. Почему именно опыт Польши в развитии местного самоуправления интересен для Казахстана?
Во-первых, территориальное разделение этой европейской страны в определенной степени схоже с действующим административно-территориальным устройством Казахстана. Так, местное самоуправление в Польше состоит из трех уровней. Нижним уровнем являются гмины. Гминами могут быть поселки, села, небольшие и крупные города. Второй уровень – повяты (районы), в структуру которых входят гмины. Третий уровень – воеводства (области). Отметим, некоторые города в Польше имеют статус гмины на правах повята, например, таким городом является столица Варшава.
При этом система самоуправления в Польше выстраивается снизу вверх, то есть наблюдается децентрализация власти. В Казахстане, напротив, деконцентрация власти, когда часть полномочий передается от центрального правительства на уровень регионов.
Чтобы дать возможность населению принимать решения на местном уровне, до конца 2013 года в Казахстане планируется ввести выборность акимов. Как рассказали в «Фонде развития местной демократии Польши», помимо выборов есть еще один механизм, посредством которого можно оказывать влияние на органы власти. «Основной метод – это местный референдум. Сформировать референдум необходимо для того, чтобы отозвать власти гмины (города). В Польше референдумы проходят достаточно редко. Потому что для того чтобы референдум был признан действительным, в нем должны принять участие не менее 50% населения от общего количества людей, которые участвовали в последних выборах. При этом должен произойти крупный конфликт, чтобы население приняло участие в референдуме», – пояснили в фонде.
Одним из основных условий, при котором в Казахстане будет обеспечена высокая явка как на выборы, так и на референдум, является транспарентность процесса. И даже если до конца 2013 года не будет введена система выборности акимов, казахстанцы должны знать, как распределяется местный бюджет.
«В Польше одним из важных элементов осуществления контроля за органами власти является право граждан на доступ к публичной информации. Каждый гражданин имеет право обратиться в Управление публичной администрации и узнать информацию об использовании государственных средств. Кроме информации, подпадающей под «государственную тайну». Например, номер телефона президента города является открытой информацией. Потому что этот телефон оплачивается деньгами населения», – уточнили в «Фонде развития местной демократии».
Отметим, что между гминами и повятами нет никакой зависимости. Так, гмины не подчиняются повятам и не зависят в своих решениях от повятовых органов власти.
Самостоятельность территориальных единиц в Польше также проявляется и при формировании бюджета. Так, каждый орган самоуправления располагает своим бюджетом. Каждый из них более 30% доходов получает посредством местных налогов и через доли участия в подоходном налоге. Более 25% средств могут составлять дотации, оставшаяся часть – субвенции.
Значительная доля в структуре бюджета гмины направляется в сферу образования – иногда она может доходить до 50%.
Прозрачная система мониторинга тендера
Эффективность расходования бюджетных средств также зависит от транспарентности проведения тендера. В Польше сфера государственных заказов строго регламентирована. Как и в Казахстане, основным критерием при принятии решения в пользу того или иного участника тендера является цена. При этом тендерные заказы на сумму более 14 тыс. евро в Польше требуют более широкого освещения в СМИ и подлежат контролю со стороны Управления по публичным заказам. И если данное управление определит, что тендер содержал необоснованные критерии, то он будет признан недействительным.
При этом, учитывая, что результаты тендеров публикуются в интернете и каждый из участников тендера может проверить своего конкурента на соответствие критериям, тендеры часто обжалуются. В связи с чем некоторые инвестиции в те или иные проекты могут затянуться.
В Казахстане особенно остро стоит проблема качества дорог. Так, не все подрядчики выполняют свою работу качественно и в полном объеме. В Польше в договоре с подрядной организацией по ремонту дороги, к примеру, оговаривается определенный срок гарантии.
Власти Польши инвестировали более 1 млн злотых (50 млн тенге) в лабораторию, которая занимается проверкой качества материалов при строительстве и укладке дорог. Был случай, когда данная лаборатория заподозрила одного из подрядчиков в том, что дорожное покрытие тоньше, чем указано в договоре. И было принято решение – на протяжении всего дорожного полотна выборочно просверлить дыры.
В то же время зависимость от средств ЕС проявляется на всех уровнях местного самоуправления в Польше, она может доходить до 90%. Примечательно, что более зависимыми от средств ЕС являются воеводства. Так, чем выше уровень самоуправления, тем ниже доля участия налогов в формировании бюджета каждой из единиц.
Отметим, что в Казахстане, по новому законопроекту о местном самоуправлении, также планируется расширить финансово-экономическую самостоятельность акимов нижнего уровня управления в решении вопросов местного значения. Так, предполагается передать часть районной коммунальной собственности сельским акимам. Как отмечается в законопроекте, данная поправка была введена с целью эффективного использования, удовлетворения запросов и нужд местного населения и получения дополнительных доходов.
В настоящее время перед властями Польши стоит вопрос: «За счет чего будут функционировать воеводства после перекрытия потока средств из ЕС?» Ведь основные потоки структурного финансирования из ЕС закончатся после 2020 года. И поэтому не исключено, что система местного самоуправления в Польше также подвергнется реформированию. В частности, неоднократно поднимался вопрос о сокращении либо упразднении количества повятов. Не исключено, что подобные дискуссии могут затронуть и воеводства.
Самоуправление в Польше требует корректировок
Несмотря на то, что польская система самоуправления прошла определенную проверку временем, власти Польши продолжают обсуждать механизмы ее совершенствования. В частности, как отметил эксперт Союза польских повятов Гжегож Кубальски, в настоящее время обсуждается три направления реформирования системы местного самоуправления.
Во-первых, предлагается усилить участие общества в функционировании органов территориального самоуправления.
«Это связано, в том числе, и с развитием гражданского общества. Поэтому в настоящее время в канцелярии президента Польши разрабатывается проект, который вводит всеобщую гражданскую законодательную инициативу. Так, если определенная группа людей решит, что какой-то вопрос является наиболее существенным, то она может разработать законопроект и предоставить его совету гмины или повята на рассмотрение», – сообщил г-н Кубальски.
По его словам, совет будет вынужден рассмотреть этот проект. Как подчеркнул собеседник, планируется усилить значение местных референдумов. По мнению г-на Кубальски, это делается для того, чтобы общество имело возможность напрямую и более эффективно озвучить свое отношение к решению определенных вопросов.
Во-вторых, предлагается усилить сотрудничество между отдельными единицами местного самоуправления. «Это касается территорий крупных городов и территорий, расположенных около них, где, например, общественный транспорт имеет существенное значение. Разумеется, невозможно, чтобы отдельная территориальная единица рассматривала вопросы в данном направлении самостоятельно. Так, между гминами и повятами должно быть сотрудничество», – пояснил г-н Кубальски.
По его словам, в канцелярии главы государства, в министерстве администрации и цифровизации Польши уже разрабатываются проекты, которые облегчат сотрудничество гмин и повятов.
Также единицами самоуправления предлагается скорректировать систему формирования доходов повятов. «В частности, ранее рассматривался вопрос, чтобы повяты имели право на получение определенной части местных налогов. Но, возможно, в перспективе, необходимо предпринять какие-либо действия в этом направлении», – отметили в Союзе польских повятов.