Власти переложат бремя обучения специалистов на компании.
В этом нет ничего удивительного, ибо компании точно знают, какие специалисты и в каких количествах им необходимы. Но властям нужно сделать все от них зависящее, чтобы развивать конкуренцию.
На прошлой неделе премьер-министр РК Серик Ахметов в очередной раз призвал компании самостоятельно готовить себе специалистов. «Мы столкнулись с тем, что у нас в Астане сегодня самый большой дефицит строителей, – сказал он министрам. – У нас нет сварщиков, нормальных крановщиков. Почему застройщики сами не готовят рабочих по этим специальностям? Если это средние компании, то пусть объединяются и создают один центр, если нет, то пусть платят крупным компаниям и обучают в их центрах своих специалистов».
Тем самым правительство хочет снизить нагрузку, которая выпадает на Министерство образования и науки (МОН) РК. «В первую очередь, о чем президент говорит, новые компании должны сами создавать центры образования, центры технического переобучения. Для квалифицированных рабочих – это те же училища с дуальным образованием при компаниях. Почему дуальную систему нельзя применить на базе этих предприятий?» – спрашивает Серик Ахметов.
Задача МОН РК в данном случае, считает глава правительства, мониторинг и контроль этих центров. Для чего холдинг «Касыпкор» намерен совместно с министерством создавать современные центры аккредитации специалистов в сфере строительства, промышленности, машиностроения, в химической отрасли.
Серик Ахметов поручил министрам разработать и внести соответствующие предложения.
Министерство не справляется
Качество обучения в казахстанских колледжах оставляет желать лучшего. Как заявил в середине июня прошлого года министр образования и науки Бакытжан Жумагулов, казахстанские колледжи насыщают рынок некачественными специалистами. Такое мнение он выразил, объясняя депутатам мажилиса причину введения комплексного тестирования выпускников колледжей. «И с трибуны парламента критику я слышу, что это волюнтаристский, необдуманный шаг министра и министерства образования. Этим вопросом мы занимаемся больше года, причем на серьезнейшей основе, – сказал министр. – Ежегодно более 70 тысяч выпускников колледжей напрямую идут в высшую школу и никто не задается вопросом, умеет ли он автобиографию написать. Причем они идут не на первый курс, они идут на второй, а иногда и на третий курс идут, и они оборачиваются за 1,5-2 года, заканчивают университет, получают диплом. А тот, кто получил «Алтын белги» или кончил 11 классов, – он сидит 4 года. За 4 года выходят 150 тысяч выпускников колледжей из университетов, а поступивших через 11 класс – 100 тысяч человек. Вот вам 250 тысяч выпускников. Из них, посмотрите, 150 тысяч. Я не могу сказать, что все они слабые студенты, но в большинстве своем это люди, которые осваивают университетское образование, причем не самые лучшие идут в колледжи», – привел свои доводы министр.
«При каждом университете созданы колледжи, а их 69, они работают как подготовительное отделение университетов... Университет их не готовит, просто дети три года время проводят, ждут своего часа, когда поступят, – вот вам насыщение рынка некачественными специалистами», – заключил г-н Жумагулов.
Как раз комплексным тестированием министр собирается создать барьер для выпускников колледжей, чтобы они не стремились поступать в вуз, а работали по специальности. Однако уже сейчас понятно, что практически запретительными мерами ситуацию не исправишь. В первую очередь нужно повышать уровень образования в колледжах, повысить статус рабочих специальностей.
Не хотят работать
Годы, когда кредиты были доступными, а успехом в жизни считались дорогой автомобиль, большой дом и престижная работа, негативно сказались на менталитете людей. Многие из них пытаются сделать из своих детей кого угодно, но не сварщика, плотника или инженера.
Поэтому вузы и колледжи, следуя устремлениям людей, стали готовить в больших количествах дипломатов, экономистов и юристов.
Отсюда и перекосы. Как отметил депутат Камал Бурханов на семинаре «Модернизация государственной молодежной политики РК», ежегодно вузы готовят 5 тыс. дипломатов, а на работу могут устроиться только 10. Остальные же занимаются чем угодно, но не дипломатией.
Кроме того, по мнению депутата, на новые заводы, открытые в Казахстане по Карте индустриализации, в основном идут работать приезжие специалисты из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, в то время как местная молодежь не желает трудоустраиваться на новые производства. «На этих заводах работать наша молодежь не хочет, и не только молодежь. Поразительно, открывается депо в поселке на 4 тыс. человек, казахское население живет, зарплата 160 тыс. тенге начальная, но можно больше зарабатывать – никто не идет, ни один человек не идет работать... Оказалось, что на тех заводах, которые мы строим, кто работает – в основном это приезжие из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, и довольно хорошо зарабатывают», – сказал он.
По словам депутата, во время недавнего посещения 3 заводов в Алматы он выяснил, что их руководство искало хороших сварщиков в мегаполисе, но смогли найти таковых только в соседних государствах.
Конкуренция всему голова
Компании будут самостоятельно готовить специалистов для себя только в условиях реальной конкуренции на рынке. Так оно происходит в развитых странах мира. Там каждая уважающая себя компания готовит специалистов для себя лишь потому, что в любой из них есть специфика работы, и она непохожа на специфику в других компаниях.
На Западе очень жесткая конкурентная среда, и чтобы выжить в ней, компания должна постоянно привлекать в свои ряды лучших специалистов. Между тем реально оценить квалификацию специалиста могут только опытные работники компании. Поэтому регулярно западные компании объявляют конкурсы на те или иные рабочие места. И чем престижнее компания, тем жестче условия отбора кандидатов. Ибо в условиях реального рынка и реальной конкуренции компании понимают одно главное условие: чем выше уровень квалификации работника, тем больше вероятность, что и компания будет успешна.
Как раз в Казахстане и не хватает реального рынка и реальной конкуренции.
Основные же причины относительно слабой конкуренции на рынке – невысокое качество антимонопольного законодательства и слабая подготовка внутри антимонопольного органа.
Как только власти смогут наладить цивилизованный рынок, жестко мониторить долю участников рынка и ограничивать монополию, конкурентная среда сразу же уплотнится, а у компаний появится реальный стимул самостоятельно готовить специалистов для себя.