Чтобы стимулировать компании готовить специалистов, нужно развивать конкуренцию
АВТОР
ФОТОГРАФ

Вячеслав Батурин

18.06.2013 • 07:05 2977

Чтобы стимулировать компании готовить специалистов, нужно развивать конкуренцию

Власти переложат бремя обучения специалистов на компании.                                     

В этом нет ничего удивительного, ибо компании точно знают, какие специалисты и в каких количествах им необходимы. Но властям нужно сделать все от них зависящее, чтобы развивать конкуренцию.

На прошлой неделе премьер-министр РК Серик Ахметов в очередной раз призвал компании самостоятельно готовить себе специалистов. «Мы столкнулись с тем, что у нас в Астане сегодня самый большой дефицит строителей, – сказал он министрам. – У нас нет сварщиков, нормальных крановщиков. Почему застройщики сами не готовят рабочих по этим специальностям? Если это средние компании, то пусть объединяются и создают один центр, если нет, то пусть платят крупным компаниям и обучают в их центрах своих специалистов».

Тем самым правительство хочет снизить нагрузку, которая выпадает на Министерство образования и науки (МОН) РК. «В первую очередь, о чем президент говорит, новые компании должны сами создавать центры образования, центры технического переобучения. Для квалифицированных рабочих – это те же училища с дуальным образованием при компаниях. Почему дуальную систему нельзя применить на базе этих предприятий?» – спрашивает Серик Ахметов.

Задача МОН РК в данном случае, считает глава правительства, мониторинг и контроль этих центров. Для чего холдинг «Касыпкор» намерен совместно с министерством создавать современные центры аккредитации специалистов в сфере строительства, промышленности, машиностроения, в химической отрасли.

Серик Ахметов поручил министрам разработать и внести соответствующие предложения.

Министерство не справляется

Качество обучения в казахстанских колледжах оставляет желать лучшего. Как заявил в середине июня прошлого года министр образования и науки Бакытжан Жумагулов, казахстанские колледжи насыщают рынок некачественными специалистами. Такое мнение он выразил, объясняя депутатам мажилиса причину введения комплексного тестирования выпускников колледжей. «И с трибуны парламента критику я слышу, что это волюнтаристский, необдуманный шаг министра и министерства образования. Этим вопросом мы занимаемся больше года, причем на серьезнейшей основе, – сказал министр. – Ежегодно более 70 тысяч выпускников колледжей напрямую идут в высшую школу и никто не задается вопросом, умеет ли он автобиографию написать. Причем они идут не на первый курс, они идут на второй, а иногда и на третий курс идут, и они оборачиваются за 1,5-2 года, заканчивают университет, получают диплом. А тот, кто получил «Алтын белги» или кончил 11 классов, – он сидит 4 года. За 4 года выходят 150 тысяч выпускников колледжей из университетов, а поступивших через 11 класс – 100 тысяч человек. Вот вам 250 тысяч выпускников. Из них, посмотрите, 150 тысяч. Я не могу сказать, что все они слабые студенты, но в большинстве своем это люди, которые осваивают университетское образование, причем не самые лучшие идут в колледжи», – привел свои доводы министр.

«При каждом университете созданы колледжи, а их 69, они работают как подготовительное отделение университетов... Университет их не готовит, просто дети три года время проводят, ждут своего часа, когда поступят, – вот вам насыщение рынка некачественными специалистами», – заключил г-н Жумагулов.

Как раз комплексным тестированием министр собирается создать барьер для выпускников колледжей, чтобы они не стремились поступать в вуз, а работали по специальности. Однако уже сейчас понятно, что практически запретительными мерами ситуацию не исправишь. В первую очередь нужно повышать уровень образования в колледжах, повысить статус рабочих специальностей.

Не хотят работать

Годы, когда кредиты были доступными, а успехом в жизни считались дорогой автомобиль, большой дом и престижная работа, негативно сказались на менталитете людей. Многие из них пытаются сделать из своих детей кого угодно, но не сварщика, плотника или инженера.

Поэтому вузы и колледжи, следуя устремлениям людей, стали готовить в больших количествах дипломатов, экономистов и юристов.

Отсюда и перекосы. Как отметил депутат Камал Бурханов на семинаре «Модернизация государственной молодежной политики РК», ежегодно вузы готовят 5 тыс. дипломатов, а на работу могут устроиться только 10. Остальные же занимаются чем угодно, но не дипломатией.

Кроме того, по мнению депутата, на новые заводы, открытые в Казахстане по Карте индустриализации, в основном идут работать приезжие специалисты из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, в то время как местная молодежь не желает трудоустраиваться на новые производства. «На этих заводах работать наша молодежь не хочет, и не только молодежь. Поразительно, открывается депо в поселке на 4 тыс. человек, казахское население живет, зарплата 160 тыс. тенге начальная, но можно больше зарабатывать – никто не идет, ни один человек не идет работать... Оказалось, что на тех заводах, которые мы строим, кто работает – в основном это приезжие из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, и довольно хорошо зарабатывают», – сказал он.

По словам депутата, во время недавнего посещения 3 заводов в Алматы он выяснил, что их руководство искало хороших сварщиков в мегаполисе, но смогли найти таковых только в соседних государствах.

Конкуренция всему голова

Компании будут самостоятельно готовить специалистов для себя только в условиях реальной конкуренции на рынке. Так оно происходит в развитых странах мира. Там каждая уважающая себя компания готовит специалистов для себя лишь потому, что в любой из них есть специфика работы, и она непохожа на специфику в других компаниях.

На Западе очень жесткая конкурентная среда, и чтобы выжить в ней, компания должна постоянно привлекать в свои ряды лучших специалистов. Между тем реально оценить квалификацию специалиста могут только опытные работники компании. Поэтому регулярно западные компании объявляют конкурсы на те или иные рабочие места. И чем престижнее компания, тем жестче условия отбора кандидатов. Ибо в условиях реального рынка и реальной конкуренции компании понимают одно главное условие: чем выше уровень квалификации работника, тем больше вероятность, что и компания будет успешна.

Как раз в Казахстане и не хватает реального рынка и реальной конкуренции.

Основные же причины относительно слабой конкуренции на рынке – невысокое качество антимонопольного законодательства и слабая подготовка внутри антимонопольного органа.

Как только власти смогут наладить цивилизованный рынок, жестко мониторить долю участников рынка и ограничивать монополию, конкурентная среда сразу же уплотнится, а у компаний появится реальный стимул самостоятельно готовить специалистов для себя.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

обучение Серик Ахметов конкуренция специалисты холдинг «Касыпкор» власти

18.06.2013 • 07:05 2977

Поделиться
Чтобы стимулировать компании готовить специалистов, нужно развивать конкуренцию
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus