Большие данные для рекламы: как брендам стать ближе аудитории
Beeline Казахстан представил свое исследование на AdTech Business Breakfast
Команда Beeline Big Data провела первый AdTech Business Breakfast со своими партнёрами. На встрече участники обсудили, какие онлайн-сервисы наиболее популярны у казахстанцев, чем отличаются различные поколения пользователей, как брендам выстраивать креативные кампании для разных аудиторий и как большие данные о реальном поведении казахстанцев могут помочь рынку. О чем ещё говорили представители Beeline и их бизнес-партнёры - рассказывает Kapital.kz.
Теория поколений: казахстанские реалии
Во многих странах, особенно на рынках США и Европы, проведено много исследований, основанных на анализе реального поведения пользователей. Такие данные позволяют компаниям глубже понимать аудиторию, выстраивать точные маркетинговые стратегии и оценивать эффективность коммуникаций. В Казахстане же подобные исследования пока редкость.
Для рекламодателей это создаёт заметный пробел в знаниях: информация о поведении и предпочтениях казахстанских пользователей либо отсутствует, либо основана на опросах, которые дают лишь субъективное представление и имеют свои ограничения.
Команда Beeline Big Data провела глубокий анализ пользовательского поведения, включая распределение по возрастным и языковым группам. Исследование было основано на агрегированных и деперсонализированных данных о реальном поведении абонентов сети Beeline Казахстан за период с 1 января по 31 августа 2025 года. Рассматривались такие данные как частота использования сервисов, продолжительность сессий, число уникальных пользователей и другие показатели. Учитывался только трафик мобильного интернета.
Согласно исследованиям, любимой соцсетью казахстанцев является TikTok. За ним следуют Instagram, Одноклассники, VK и завершает пятерку Facebook.
Любимым видеосервисом оказался Youtube, за которым следовал подписочный сервис BeeTV. В топ-6 также Ivi, Rutubе, Кинопоиск и Netflix.
Любимым сервисом для совершения покупок оказался Olx. Кроме него, в топ-3 у казахстанцев вошли Temu и Wildberries, тогда как Kaspi магазин находится лишь на 7-й строчке.
При этом Temu занимает №1 строчку у поколения X (45-60 лет), спускаясь до 3-й строчки среди Z (18-29 лет), тогда как Ozon наиболее популярен среди бумеров (старше 61) – четвертая строчка, и наименее популярен среди 18-29-летних – 6-я строчка рейтинга.
Среди финансовых сервисов Kaspi уверенно держит пальму первенства как по количеству уникальных посетителей, так и по количеству сессий.
Спикеры также привели данные по предпочтениям разных возрастов в сервисах и использовании мобильных игр, подчеркнув при этом, что игры популярны среди всех возрастных аудиторий и могут также являться уникальным рекламным инвентарем, способным надолго и без негатива удерживать внимание пользователей. Например, в случае рекламной интеграции бренда Coca Cola в приложении Janymda среднее время игры составило почти 10 минут, а сама игра стала №1 по популярности в приложении, собрав более 2,5 млн игровых сессий.
«Қазақ тілін таңдау үшін бірді басыңыз»
Следующий доклад был посвящён анализу аудитории в разрезе предпочитаемого языка общения. По данным последней переписи населения, 80% казахстанцев утверждают, что владеют казахским языком. Команда Beeline Big Data решила пойти дальше и понять, какое количество людей не просто владеет казахским, а использует его для ежедневного общения.
Чтобы понять это, в Beeline проанализировали, сколько людей при обращении в колл-центр нажимало кнопку «1», таким образом выражая готовность общения с оператором колл-центра на казахском языке. Таковых среди абонентов Beeline было 33% за анализируемый период времени.
При анализе поведения и характеристик выяснилось, что для данной группы по сравнению со всеми, кто обращался в колл-центр, характерными признаками были:
· более молодой возраст (от 18 до 44 лет),
· наличие ребенка в домохозяйстве,
· больший размер домохозяйства.
Кроме того, для этой группы также присутствовали особенности в использовании интернет-ресурсов. Например, сервис видеостриминга Netflix у данной группы более популярен и входит в топ-3 сервисов, тогда как маркетплейсы Wildberries и Ozon, наоборот, менее популярны и падают в рейтинге на 2-4 места.
Бренды в офлайн-магазинах
Завершающий доклад был посвящён возможностям панели SSP (прим. Single Source Panel - аналитическая платформа для замера реальных данных покупательского поведения), где были представлены реальные данные о покупательском поведении в офлайн-магазинах одной из крупнейших сетей Казахстана. Такие данные позволяют точнее определить аудиторию, которая действительно является покупателем того или иного бренда. В дальнейшем они помогают производителям адаптировать позиционирование бренда, коммуникационную стратегию, медиаплан и планы по запуску новинок, чтобы повысить узнаваемость и укрепить позиции бренда на рынке.
Реклама и аналитика, построенные на больших данных, являются ценным инструментом для компаний, которые стремятся лучше понимать своих клиентов и выстраивать эффективную коммуникацию. Beeline регулярно исследует цифровое поведение аудитории и делится инсайтами, которые помогают бизнесу точнее настраивать маркетинг, выбирать каналы продвижения и говорить с клиентами на одном языке. Ведь когда бизнес понимает своего потребителя, реклама перестаёт быть просто сообщением – она становится инструментом диалога.
«Наша задача - превращать данные в прикладные инсайты и продукты, которые помогают бизнесу действовать точнее и расти. Мы выстраиваем решения на основе обезличенных и безопасно обработанных данных и верим, что развитие экосистемы вокруг таких решений делает рынок прозрачнее и эффективнее для всех участников», - отметил Директор по развитию рекламного бизнеса, A2P и Big Data-решений Beeline Казахстан Николай Орлов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
