Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Технологии в деле: бизнес и государство обсудили ИИ, облака и большие данные

Технологии в деле: бизнес и государство обсудили ИИ, облака и большие данные

Как искусственный интеллект, облачные решения и большие данные используют в разных сферах в Казахстане — рассказали представители бизнеса и правительства

Автор:
Капитал - Технологии в деле: бизнес и государство обсудили ИИ, облака и большие данные

Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz посетил закрытую конференцию Yandex Qazaqstan для крупного бизнеса — Y2B — и собрал мнения и прогнозы экспертов.

По данным исследования KPMG, в регионе Центральной Азии и Кавказа 93% компаний-респондентов уже работают с облаком. А по прогнозу Gartner, в 2025 году мировой облачный рынок вырастет до 723 млрд долларов, на 21,5% год к году. При этом распространение ИИ только усиливает роль облачных вычислений: аналитики Gartner прогнозируют, что к 2029 году 50% облачных вычислительных ресурсов будут посвящены задачам искусственного интеллекта. «Сейчас этот показатель ниже 10%, — отмечает Арыстанбек Джолдасбеков, генеральный директор Yandex Cloud в Казахстане. — Таким образом, прогнозы аналитиков указывают на пятикратное увеличение облачных рабочих нагрузок, связанных с ИИ».

Как используют облака в Казахстане

По опыту Yandex Cloud, три наиболее востребованных сценария применения облаков в Казахстане — это создание корпоративных хранилищ данных и аналитических платформ, сервисы на базе машинного обучения, а также разработка и размещение онлайн-сервисов и приложений в облаке.

Компания постоянно расширяет присутствие в Казахстане и увеличивает число сервисов, чтобы отвечать на растущий спрос. «Только за прошлый год мы локализовали свыше 30 продуктов для бизнеса и разработчиков региона. А весной мы представили ML-обновления в речевых сервисах для бизнеса. Такие решения, как Yandex SpeechKit и SpeechSense, позволяют различным организациям — от банков и телекома до центров обслуживания населения и прочих городских служб — автоматизировать работу колл-центров и повышать качество обслуживания», — делится Арыстанбек Джолдасбеков.

В прошлом году Yandex Cloud разместил серверную инфраструктуру в местном ЦОД в Караганде. Это позволило преодолеть самый большой барьер во взаимодействии с клиентами — вопрос персонализации и хранения данных внутри страны. На сегодняшний день облачной платформой в Казахстане пользуются более тысячи клиентов, среди которых ретейл, банки, телеком и страховые компании.

«Наши сервисы — это не просто набор IT-решений, а портфель взаимосвязанных технологий. В его основе — инфраструктура, сети и платформа данных, на которых развиваются технологии ИИ и машинного обучения, а верхний слой — бизнес-инструменты», — подчеркивает Арыстанбек Джолдасбеков.

Как госсектор работает с облаками и ИИ

Государство активно поддерживает технологические инициативы. Однако, что касается применения технологий, госструктуры сталкиваются с повышенными требованиями к безопасности и другими ограничениями.

«Для госорганов тема с использованием облака своеобразна. С одной стороны, у государства есть потребность в использовании продвинутых облачных сервисов, с другой стороны, ему нужен защищенный контур. Это отчасти ограничивает нас в технологическом плане. Поэтому мы продвигаем идею того, чтобы новый софт в госсекторе создавался и базировался в едином облаке. Это поможет государственным органам более эффективно взаимодействовать», — отметил Ростислав Коняшкин, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

Пример ИИ-решения, с которым может работать правительство, — Национальная платформа искусственного интеллекта. Эта площадка позволит всем госорганам легко создавать ИИ-ассистентов. «На первом этапе любой госслужащий сможет создать ИИ-ассистента для себя за 2–5 минут, даже не имея навыков программирования. Это решение мы сейчас активно продвигаем, обучаем госслужащих», — отметил вице-министр Ростислав Коняшкин. 

Он также уточнил, что цель проекта — разгрузить госаппарат: «Важно не просто автоматизировать процессы, а поменять ментальность. Государственный аппарат должен уметь работать с данными и технологиями как с инструментами, а не внешними усложнениями».

Для чего казахстанский бизнес внедряет ИИ 

По данным исследования KPMG, 50% крупных компаний Казахстана лидируют по развитию ИИ. При этом все опрошенные воспринимают ИИ как стратегический приоритет.

Так, Казпочта внедряет интеллектуальных помощников, которые автоматически обрабатывают данные и предоставляют сотрудникам и клиентам развернутую информацию по запросам. По словам Дамира Мейрамбекова, управляющего директора по электронной коммерции и посылочному бизнесу Казпочты, технология позволяет экономить до 300 тысяч рабочих часов в год и сокращать время ответа с 4 минут до 20 секунд. В логистике используется ИИ-маршрутизация, которая в реальном времени адаптирует доставку в зависимости от плотности и условий.

Николай Киндяков, CDO Kolesa Group, рассказал, что аналитика всегда играла важную роль в компании, но с 2017–2018 годов команда начала системно развивать data-driven-подход. С тех пор в компании активно собирают события и поведенческие данные, чтобы улучшать пользовательский опыт. Сегодня Kolesa Group фиксирует в день около 300 миллионов событий (примерно полтерабайта данных), которые хранятся и обрабатываются в облаке. 

Опытом и подходом работы с ИИ поделился и Евгений Настрадин, CEO Beeline Казахстан. Он отметил, что компания давно вышла за рамки телеком-услуг и развивает цифровую экосистему с собственными медиа, ТВ, музыкальными сервисами, приложениями для хранения и идентификации. В фокусе — не сокращение затрат, а создание актуальных продуктов для клиентов. В компании работает более 60 ИИ-моделей, включая решения для прогнозирования нагрузки и безопасности. А еще свыше 20% кода генерируется с помощью ИИ.

Как внедрить технологии в своем бизнесе

Делимся резюме панельной сессии о больших данных и искусственном интеллекте под модераторством Андрея Беклемишева, председателя Общественного Совета МЦРИАП РК.

Для успешной цифровой трансформации важно: 

  • Понимание цели. Технологии полезны лишь тогда, когда помогают решать конкретные задачи. При этом необходимо учитывать не только потенциальную выгоду, но и стоимость внедрения и последующего владения IT-продуктом. 

  • Использование готовых решений. Это позволяет значительно сократить сроки внедрения и снизить риски. Многие по-прежнему тратят миллионы на создание систем, которые существуют у облачных гиперскейлеров в готовом виде.

  • Подготовка кадров. Именно сотрудники создают, внедряют и сопровождают цифровые решения. Обучение специалистов, особенно молодых, развитие IT-компетенций внутри компании и формирование сильной команды — один из важнейших факторов успеха.

  • Корпоративная культура. Лидеры компаний должны быть вовлечены в процессы цифровизации. Только при такой модели можно эффективно преодолевать внутренние барьеры.

  • Участие в госрегулировании. Казахстан одним из первых начал разрабатывать закон об искусственном интеллекте, и бизнесу важно участвовать в этом процессе. Необходимо выстраивать диалог с государством, чтобы не допустить избыточного давления, но при этом сформировать понятные правила и распределить зоны ответственности.

Таким образом, для грамотного внедрения облачных и ИИ-технологий необходим комплексный подход, который будет учитывать как технологические, так и кадровые, инфраструктурные и культурные аспекты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegramtelegram