Для вступления в ТС республике нужен стабфонд в $5 млрд
Кыргызстанский предприниматель призывает Россию и Казахстан создать стабилизационный фонд, который поможет Кыргызстану адаптироваться в Таможенном союзе. Вопрос лишь в том, готово ли руководство России и Казахстана раскошелиться без участия заемщика.
Владелец крупнейшего в Центральной Азии рынка «Дордой», а также глава фонда перспективных инициатив Кыргызстана Аскар Салымбеков выступил с довольно интересной инициативой. По его мнению, Казахстан и Россия должны создать для Кыргызстана стабилизационный фонд в $5 млрд. «Таможенный союз нужен для Кыргызстана, необходимо определиться, куда мы идем. Наши стратегические партнеры должны знать, с кем имеют дело – с самой слабой экономикой СНГ. Помните, был план Маршалла, и теперь Германия – лидирующая экономика. Наши партнеры должны составить план и для Кыргызстана. Назовите его «планом Глазьева» или Нурсултана Абишевича (Назарбаева, президента РК)», – заявил г-н Салымбеков на заседании «круглого стола» «Рекомендации по дорожной карте при вступлении КР в Таможенный союз».
По его словам, Кыргызстану необходим стабилизационный фонд в размере не менее $5 млрд. «$2 млрд на строительство ГЭС, которые будут входить в «план Глазьева». Необходимо давать кредиты бизнесменам, чтобы создавали рабочие места. Например, ранее взяли в долг $2 млрд, если бы из них 10% было направлено на строительство промышленных объектов, то смогли бы запустить около 30 фабрик и заводов», – отметил он.
За интеграцию – нефтью или готовой продукцией
Чтобы понять, на какой основе в Таможенном союзе существуют Россия, Казахстан и Беларусь, достаточно проанализировать, чего они лишились, а что приобрели.
В первую очередь нынешние члены Таможенного союза лишились части таможенных поступлений. Они были суммированы, а потом дифференцированно поделены. Согласно принятому внутри Таможенного союза решению, суммы ввозных таможенных пошлин для каждой стороны распределяются следующим образом: Беларусь – 4,7%, Казахстан – 7,33%, Российская Федерация – 87,97%.
Причем обделенными чувствуют себя все три страны. Так, в России считают, что страна тянет на себе Казахстан и Беларусь. В Казахстане полагают, что доля слишком маленькая, поэтому потери от вхождения в Таможенный союз велики. В Беларуси полагают, что Россия введет режим наибольшего благоприятствования в торговле нефтью. Реэкспорт светлых продуктов приносит Беларуси довольно существенные дивиденды.
В принципе, союз вызвал довольно существенные проблемы с наполнением бюджета. Так, Россия и Казахстан, как правило, любые издержки, тем более связанные с интеграцией, могут закрыть поступлениями от экспорта нефти. За счет чего интеграцию оплачивает Беларусь – вопрос более чем сложный.
С одной стороны, Минск не может преодолеть отрицательное сальдо в торговле с Россией. Так, согласно официальной статистике, из общего объема экспорта в 2011 году на долю России приходилось 34%, импорт из России составил 54,5% общего объема импорта.
В 2011 году в Российскую Федерацию экспортировано товаров на сумму $13,7 млрд, или в 4,5 раза больше, чем в 1996-м. Импорт товаров увеличился в 7,1 раза и составил $24,9 млрд.
Эта тенденция сохранилась и в 2012 году. Объем внешней торговли Беларуси с Россией составил $43,8 млрд (рост на 9,6%), в том числе экспорт – $16,3 млрд, импорт – $27,5 млрд.
Правда, в торговле с Казахстаном Минск довольно сильно преуспел. В 2010 году объем двусторонней торговли составил $867,1 млн, в 2011 году – $769,2 млн. За 11 месяцев 2012 года товарооборот достиг $848,4 млн, превысив аналогичный показатель 2011 года на $133,6 млн.
Но самое важное – сальдо в торговле положительное. В 2010 году оно составило $59,7 млн, в 2011 году – $493,4 млн, за 11 месяцев 2012 года – $623,6 млн. Объем белорусского экспорта в Казахстан в 2010 году составил $463,4 млн, в 2011 году – $631,3 млн, а за 11 месяцев прошлого года – $736 млн.
Так что и Беларусь имеет достаточные ресурсы, чтобы в случае уменьшения таможенных поступлений стабилизировать бюджет.
Кыргызстану деваться некуда
По большому счету, вступив в Таможенный союз, Кыргызстан понесет большие убытки по таможенным пошлинам. Рост таможенных пошлин ударит и по оптово-розничной торговле, а также по налогооблагаемой базе. Это как раз два источника (пошлины и налоги), которые в основном и формируют бюджет Кыргызстана.
Так, согласно данным Министерства финансов Кыргызстана, в 2012 году доходы республиканского бюджета составили 68 млрд сомов, снизившись на 1,23% по сравнению с 2011 годом. «В структуре доходов бюджета налоговые доходы составляют 72%, неналоговые – 28%. Для сравнения: в 2011 году налоговые доходы составили 62%, неналоговые – 38%. Наблюдается здоровая тенденция к ориентации доходов бюджета на налоговые доходы и уход от неналоговых», – отмечает глава отдела исследований Центральноазиатского института свободного рынка (CAFMI) Азиз Иса.
А так как Кыргызстан не имеет углеводородных запасов, значит, компенсировать потери будет фактически нечем.
Поэтому г-н Салымбеков прав в том отношении, что без стабилизационного фонда, благодаря которому можно было бы перестроить кыргызскую экономику, страна просто не выживет и станет банкротом.
Между тем Кыргызстан оказался в довольно сложной ситуации.
Если страна не вступит в Таможенный союз, она потеряет львиную долю торговли с Россией и Казахстаном. Нельзя также забывать о поставках ГСМ из России и Казахстана, от которых Кыргызстан сильно зависит.
На «круглом столе» в Министерстве экономического регулирования Кыргызстана (КР) перечислили риски страны в случае невступления в Таможенный союз (ТС). Среди них ужесточение контроля к товарам КР со стороны стран-участниц ТС, отсутствие льгот для трудовых мигрантов, выпадение налогов, увеличение безработицы, ограничение экспорта со стороны стран-участниц ТС в Кыргызстан (ГСМ, лес, металл и другие).
Если же Кыргызстан вступит в ТС, то ему угрожает выпадение из бюджета по налогам, сокращение реэкспорта, дополнительные расходы бюджета на членские взносы (порядка 58 млн сомов в год), малая доля при распределении доходов в ТС (3%).
Без Кыргызстана никак
Казахстан готов помочь Кыргызстану вступить в ТС. Еще в мае 2012 года президент РК Нурсултан Назарбаев пообещал, что «наши эксперты будут помогать в ходе подготовки документов». «Так как Кыргызстану придется принять около 60 соглашений, ратифицировать их в парламенте, для этого нужно время. Но поскольку у нас такие документы готовы, Кыргызстан может пройти более ускоренными темпами в этом вопросе», - заявил он на встрече с главой Кыргызстана.
Несмотря на всю решимость, Астана не торопится. Открытие пунктов пропуска на казахстанско-кыргызстанской границе идет медленными темпами.
Астана готова оказать помощь советами, специалистами, и открытием границы для того, чтобы кыргызам было легче торговать.
Россия тоже неоднократно заявляла, что готова помочь Кыргызстану вступить в ТС. Как еще в 2011 году заявил глава государственной таможенной службы России Андрей Бельянинов, между двумя странами сейчас есть понимание развития крупного бизнеса в области энергетики и гидроэнергетики».
Но Россия готова создать инвестиционный фонд вместе с Кыргызстаном. О своей готовности создавать инвестфонды с Кыргызстаном заявляли и официальные лица Казахстана.
Но ни в одном из вариантов содействия со стороны России и Казахстана нет даже упоминания об инвестиционном фонде без участия Кыргызстана.
Оно и понятно. Если Кыргызстан не будет участвовать в инвестфонде, значит, не будет нести полной ответственности за его использование. Фонд может быть создан на двусторонней (Россия-Кыргызстан или Казахстан-Кыргызстан) или трехсторонней (Россия-Казахстан-Кыргызстан) основе. Других вариантом просто нет.