USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
72.98$
+0.090
BTC
101220.00$
-4767.000

Когда управление становится эффективным

Личностный рост как инструмент максимизации эффективности

Share
Share
Share
Tweet
Share
Когда управление становится эффективным - Kapital.kz

О том, почему современному руководителю в первую очередь нужно научиться постоянно совершенствовать и мотивировать себя, а уже потом вдохновлять и вести за собой сотрудников – и как мы пришли к этому в McKinsey.

Проведя тысячи часов в тесном взаимодействии с генеральными директорами и другими руководителями, мы в McKinsey пришли к выводу: многим лидерам, овладевшим всеми необходимыми навыками управления, включая финансовый, стратегический и операционный менеджмент, а также системное мышление, не удается добиться максимальной эффективности. В чем дело? Причина в том, что в бизнесе часто недооценивают человекоцентричный подход к управлению.

Накопленный опыт работы в Казахстане и других странах, а также результаты исследований показывают: путь от традиционного лидерства к управлению людьми сложен и неоднороден. Он требует личностного роста, который невозможен без постоянного обучения, умения слушать, вдохновлять, проявлять заботу. Не один и не два раза я замечал: в бесконечной деловой текучке руководители компаний осознают свои недостатки и работают над их улучшением, не в первую очередь. Понимание того, что перед тем, как вести за собой других, надо сначала измениться самому, дается непросто.

Эта проблема не региональная – общемировая. В программе развития лидеров Bower Forum от McKinsey & Company, которая объединяет более 500 руководителей крупнейших компаний всех континентов, наши собеседники признавались, что их главная «зона неуверенности» – объединение профессиональных навыков с навыками межличностного общения, нахождение баланса между скромностью и решительностью, устойчивостью и гибкостью, уверенностью и сомнением.

Большинство руководителей не слишком задумываются о том, как их личные качества влияют на лидерские навыки, но я вижу: когда они начинают уделять этому внимание, то получают блестящие результаты. Лучшие приходят к ясному пониманию себя с помощью рефлексии. Они осознают, что сдерживающим фактором на пути личностного и корпоративного развития выступает их собственная психология: они смотрят на себя со стороны, видят недостатки – и нивелируют их. Другим необходима внешняя помощь.

Новый тип лидера

Было время, когда инвесторы, советы директоров и СМИ восхищались «имперским» типом руководителя – например, Джеком Уэлчем из General Electric и Ли Якоккой из Chrysler. У этих лидеров, не знавших сомнений, были ответы на все возможные вопросы. Но их время прошло. Современный мир так сложен и непредсказуем, а темп изменений так высок, что руководитель просто не может детально разбираться во всём. Лидер нового времени – связующее звено, через которое проходят все «потоки» бизнеса: краткосрочные цели и долгосрочные стратегии, социальная миссия, устойчивое развитие, финансовые успехи, развитие талантов и еще десятки других, не менее важных задач.

Чтобы справляться с вызовами современного бизнеса и уметь вести за собой людей, руководителям нужно развивать разнородные качества – стрессоустойчивость, эмпатию, многогранность, искренность… Сложность в том, что делать это нужно одновременно. Ключевые предпосылки к успеху – осмысление себя и рефлексия, которые в итоге позволят вдохновлять коллег и подчиненных.

В своей практике я заметил: рано или поздно любой руководитель приходит к пониманию того, что успех в равной степени зависит и от способности управлять людьми, и от умения управлять собой. В этот важный момент и происходит переход от позиции традиционного «капитана бизнеса» к человекоцентричному подходу. К сожалению, многие приходят к этому открытию далеко не сразу, давая конкурентам солидную фору. Вызовы современности многообразны и сложно предсказуемы – цифровая трансформация, галопирующая инфляция, пандемия, обрушение международных цепочек поставок, искусственный интеллект, кибербезопасность. Чем раньше вы осознаете, что ни один профессионал, каким бы умным и способным он в реальности ни был, не обладает достаточным опытом, знаниями и выносливостью, чтобы справляться с современным масштабом задач в одиночку, тем лучше.

Лидерство в эпоху ИИ

Еще одна причина важности человекоцентричного подхода в менеджменте – быстрое внедрение искусственного интеллекта и его генеративного варианта. Уже сегодня многие рутинные и аналитических задачи, такие как анализ рынка, управление проектами, бюджетирование, обслуживание клиентов, принятие решений и поиск информации, ИИ полностью или частично берет на себя. Более того: во многих случаях ИИ работает не только быстрее, но и качественнее. 

Как показало исследование, проведенное компанией Potential Project, на некоторых направлениях и при решении ряда менеджерских задач многие работники уже сегодня больше доверяют искусственному интеллекту, нежели своим начальникам. От руководителей другие ожидания: люди хотят видеть в своих лидерах то, что ИИ недоступно – развитие, опыт, заботу, сопереживание, подлинную вовлеченность в процессы, мудрость.

В ведущих компаниях аналитические возможности ИИ дополняют выдающиеся личностно-коммуникационные качества их руководителей. Помогая решать аналитические и технические задачи или беря на себя их решение целиком, искусственный интеллект высвобождает время, которое руководители могут использовать для работы с людьми. Кроме того, ИИ может предоставлять аналитическую информацию об эффективности человекоцентричного подхода.

Эффективное разделение функций между ИИ, специалистами и руководителем естественно сказывается на финансовых результатах. По данным проведенного Глобальным институтом McKinsey исследования, в котором приняли участие 1800 крупных компаний из 15 стран, организации, которые уделяли большое внимание развитию человеческого капитала, в среднем в 1,5 раза чаще сохраняли высокие позиции в долгосрочной перспективе, чем остальные, при этом их выручка в два раза стабильнее. Не случайно во время пандемии COVID-19 такие компании сохраняли прибыльность и добивались роста выручки вдвое быстрее, чем фирмы с ориентацией исключительно на финансовые показатели.

Преобразование внешнего мира через внутренний

Обучение, рост и переосмысление начинаются с самоанализа. Необходимый шаг: лидер должен заглянуть «внутрь себя», преодолеть собственные барьеры и предрассудки. Чего я хочу достичь? Какой модели проведения я придерживаюсь? Какие из моих установок мешают работе? Подобный самоанализ требует непредвзятой оценки, внешнего взгляда, иногда независимого анализа, и только затем синтеза на новом уровне и выхода на следующий уровень эффективности.

В ходе нашей работы с руководителями разного возраста, идеологических установок, менталитета, психотипа – президентом медийной компании, главой фармацевтической фирмы, руководителем крупной больницы, генеральным директором и владельцем автомобильного дистрибьютора – мы были свидетелями того, как им удалось стать другими, при этом оставаясь собой. Они смогли добиться успеха с помощью самоанализа и внутренней работы, изменить себя, став более ориентированными на сотрудника-человека. Мой опыт показывает, что помочь руководителям авторитарного типа, которые любят безапелляционно «разделять и властвовать», перейти к модели изучения себя и рефлексии в сочетании со стремлением учиться ради увеличения эффективности бизнеса – вполне реалистичная и крайне необходимая задача.

Дулатбек Икбаев, управляющий партнер McKinsey & Company в Центральной Азии

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.