По данным Бюро нацстатистики на 1 октября 2023 года, в Казахстане зарегистрировано 2,2 млн субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). Наибольшая доля приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автомобилей и мотоциклов (35,9%), предоставление прочих видов услуг (15,4%), а также сельское, лесное и рыбное хозяйство (14,4%). При этом количество действующих субъектов МСБ увеличилось за год на 20,2% и составило более 2 млн единиц. Таким образом, уровень предпринимательской активности в стране – доля действующих субъектов МСБ от числа зарегистрированных – составляет 91%. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz управляющий партнер KPMG Caucasus and Central Asia Сакен Жумашев рассказал, с какими проблемами сталкиваются представители МСБ и что можно сделать для развития сектора со стороны предпринимателей и государства. Спикер также поделился трендами и прогнозами по развитию МСБ в Казахстане.
- Сакен, с чем вы связываете рост количества субъектов МСБ в последние годы?
- Один из ключевых драйверов развития МСБ в Казахстане в последние годы – цифровизация. К примеру, существенный рост количества действующих МСБ в РК совпадает с увеличением числа использующих интернет организаций. По данным Бюро нацстатистики, за год их количество выросло на 16,3%, что говорит о серьёзной диджитализации сектора.
Вместе с тем банки страны предоставляют организациям множество возможностей посредством электронных услуг, что в разы упрощает деятельность бизнеса. Цифровые услуги БВУ для МСБ стали настолько востребованными, что крупнейшие банки создают для этих целей отдельные сервисы и мобильные приложения. Буквально за несколько часов предприниматель может открыть небольшой магазин, используя только свой телефон. Несколько лет назад это заняло бы гораздо больше времени.
- Как вы бы оценили развитие МСБ в Казахстане? Существуют ли какие-либо тренды в этом секторе?
- МСБ – это, конечно же, «краеугольный камень» экономики любого государства. И Казахстан здесь не исключение. Согласно данным Миннацэкономики РК, в 2022 году доля МСБ в экономике страны составила 33%. Что касается рабочих кадров, то малые и средние предприятия обеспечили 44% всей занятости в Казахстане.
Конечно, показатели довольно многообещающие – в перспективе государство планирует увеличить долю МСБ до 50% от всей доли ВВП РК к 2050 году. Однако сейчас этих цифр все еще недостаточно даже по сравнению с другими развивающимися странами, доля МСБ в экономике которых варьируется от 45% до 70%.
Что касается трендов, то львиную долю занимают торговля, промышленность, телеком и логистика.
- С какими главными проблемами сталкиваются представители МСБ в Казахстане?
- Рыночная реальность – инфляция, ослабление курса и завышенные ставки по кредитам, недостаток финансирования МСБ, все еще высокая доля участия государства в бизнесе, а также теневой сектор экономики.
К сожалению, мы уже долгое время наблюдаем недостаток финансирования МСБ со стороны банков второго уровня. И хотя за последние пять лет рост кредитования МСБ увеличился, это происходит в основном за счет государственных программ и субсидий из бюджета.
Участие государства в бизнесе все еще велико и не уменьшается с 2015 года, составляя около 53% всех крупных и средних предприятий. И явных признаков снижения участия государства в экономике мы по-прежнему не наблюдаем.
Бюджетное финансирование, в свою очередь, не только искажает рынок, но также имеет крайне низкую экономическую отдачу – всего 0,3 тенге (30 тиынов) прироста ВВП на 1 тенге из бюджета.
Конечно же, причины ограниченного доступа к капиталу для бизнеса носят более фундаментальный характер: рыночная реальность Казахстана связана с высокой волатильностью нашей «сырьевой» экономики. Отсюда и высокая базовая ставка (16%) вкупе с ростом инфляции и большой долей импорта. Все это делает доступ к финансированию крайне сложным. МСБ не хочет кредитоваться под такие высокие проценты. Ведь ему нужны «дешевые и длинные» деньги, а не «дорогие и короткие», как предлагается сегодня.
Также МСБ в Казахстане страдает от непрозрачности деятельности, что создает проблемы для инвесторов и государственных органов. Большая часть финансовых данных на рынке представлена крупным и средним бизнесом, а малые и микропредприятия почти не публикуют свою отчетность.
По данным опроса KPMG в Казахстане, это в большей степени связано с неготовностью бизнеса раскрывать свои цифры: опасением преследований со стороны государственных органов, желанием избежать высоких налогов, а также боязнью «засветиться» перед нежелательными лицами, готовыми отнять бизнес полностью или с большим дисконтом. Это означает, что транспарантный бизнес будет находиться в менее выгодных условиях, чем теневой, который не обременён выплатами в таком же объеме.
- Что нужно делать самим предпринимателям для развития МСБ-сектора?
- Конечно, со многими макроэкономическими факторами, перечисленными выше, сами предприниматели справиться не могут. Создавать правильные условия для развития МСБ, бороться с инфляцией и уменьшать свое присутствие в бизнесе – это больше работа государства.
Если говорить о самих предпринимателях, то я бы
порекомендовал им:
- внедрять цифровые технологии для управления, анализа данных
и автоматизации процессов;
- расширять онлайн-присутствие через интернет-магазины и
соцсети;
- использовать платформы электронной коммерции для
увеличения продаж;
- активно искать возможности для экспорта товаров и услуг.
- Как бы вы оценили эффективность государственных программ для поддержки МСБ?
- Чтобы достичь целей по МСБ, описанных в стратегии «Казахстан – 2050», было запущено множество государственных программ поддержки предпринимательства. Некоторые из них действительно помогли бизнесу выжить и достичь определенного успеха, другие же оказались неэффективными.
Однако мы не можем игнорировать существующие недоработки в государственной экономической политике по развитию МСБ. Часто эти меры поддержки носят реактивный характер в ответ на кризисные ситуации, что порождает дисбалансы на рынке и неэффективность в различных отраслях. Государство сталкивается с проблемой «шорт-термизма» (недальновидное, краткосрочное управление и планирование – Ред.) из-за желания достичь «быстрых побед». В результате оно сильно вмешивается в экономику, часто предоставляя МСБ готовые решения по поддержке, но откладывает в сторону планы по его развитию, как бы «давая рыбу вместо того, чтобы дать удочку».
- Что можно сделать для поддержки МСБ со стороны государства?
- В первую очередь это борьба за снижение темпов роста инфляции и уменьшение базовых ставок, что сделает финансирование более доступным. Также нужно активнее придерживаться принципа «желтых страниц» и уменьшать долю своего присутствия в частном секторе.
Помимо этого, необходимо развивать альтернативные инструменты финансирования МСБ – например, фондовый рынок и рынки прямых инвестиций для МСБ. Вместе с тем государству нужно работать в направлении обеспечения защиты бизнеса, эффективной судебной практики и неизменной политики в части налогообложения и административно-правового регулирования.
- Поделитесь прогнозами по развитию МСБ-сектора в Казахстане.
- Давать прогнозы, особенно по развитию экономики – дело неблагодарное, как говорится. Но я считаю, что, учитывая стабильный рост ВВП Казахстана из года в год, а также активные темпы роста цифровизации и повышение инвестиционной привлекательности РК, количество МСБ будет стремительно расти, и мы сможем достичь 50% доли в экономике страны к 2050 году.
Но важно отметить, что для этого прежде всего нам нужно разобраться с фундаментальными проблемами – высокой сырьевой зависимостью экономики, ростом инфляции и повышением базовых ставок. К сожалению, не решив эти задачи, говорить об оптимистичном сценарии развития МСБ будет трудно.
В заключение хотел бы отметить, что государство активно вкладывает усилия в развитие МСБ, что заметно по ежегодному росту субъектов малого и среднего бизнеса. Сейчас наступил переломный момент для МСБ, когда эта сфера действительно может выйти на новый вектор развития. Однако на пути к этому есть один из важнейших нюансов – малые объемы финансирования.
Текущее финансирование МСБ является недостаточным, что может быть препятствием для дальнейшего развития и успешного процветания сектора. Предлагаю обратить внимание на то, что есть перспективные возможности в привлечении частных инвестиций. Но для этого представителям МСБ нужно активнее переходить к принципам прозрачности в своей деятельности. Государству необходимо стимулировать банковский сектор для финансирования малых и средних предприятий.