После недавней авиакатастрофы на страницах «Капитал.kz» (№4 (383) от 1 февраля 2013 года) независимые эксперты отечественной авиации высказывали несколько замечаний в адрес работы чиновников, отвечающих за безопасность авиации в нашей стране. Теперь пришло время услышать и официальную точку зрения по этому вопросу.
Так, по словам Владимира Куропатенко, председателя Ассоциации перевозчиков РК и генерального директора самолетостроительной компании AeroKZ, в недавней авиационной трагедии близ Алматы виноваты системные проблемы авиации Казахстана.
В Комитете гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, комментируя это заявление, пояснили, что по результатам проведенного в апреле 2009 года аудита Международной организацией гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO – International Civil Aviation Organization) действительно был выявлен ряд замечаний в деятельности авиационной администрации Казахстана, в связи с этим были введены ограничения на полеты казахстанских авиакомпаний в страны Евросоюза (за исключением авиакомпании «Эйр Астана»). В числе основных из них – несовершенство авиационного законодательства РК, малая численность Комитета гражданской авиации, не позволяющая осуществлять надлежащий контроль и надзор за безопасностью полетов, в том числе проводить физические осмотры технического состояния воздушных судов на постоянной основе.
Как пояснили в комитете, с учетом данных замечаний КГА и министерством в целом проведена и проводится комплексная работа по решению вышеуказанных проблем. Главой государства и правительством поддержаны предпринимаемые министерством системные меры по вопросам усиления контроля и надзора за безопасностью полетов.
В частности, в 2010 году приняты новый Закон об авиации и более 100 подзаконных актов, что позволило гражданской авиации выйти на новый рубеж в своем развитии и повысить роль авиационной администрации в области обеспечения контроля и надзора за безопасностью полетов.
В целях усиления контроля за техническим состоянием воздушных судов и повышения качества сертификации субъектов гражданской авиации в августе 2009 года постановлением правительства создано РГП «Центр по обеспечению безопасности полетов». Это позволило на постоянной основе проводить технический осмотр всех воздушных судов перед выдачей сертификатов летной годности, что ранее никогда не проводилось, поскольку в законодательстве отсутствовала такая норма. Введение норм по сертификации технических и учебных авиационных центров позволило усилить контроль за их деятельностью.
В целях приведения структуры комитета в соответствие с требованиями ИКАО в 2012 году созданы 3 новых управления: по производству полетов, поддержанию летной годности, по поисково-спасательному обеспечению полетов.
Распоряжением премьер-министра РК в ноябре 2012 года утвержден межведомственный план мероприятий по устранению замечаний аудита ИКАО и снятию ограничений на полеты в страны Евросоюза, которым предусмотрено увеличение штатной численности инспекторов комитета и повышение им заработной платы, которая будет соизмерима с заработной платой высококвалифицированных работников авиапредприятий.
В августе 2012 года заключено соглашение с Бюро технического сотрудничества ИКАО об оказании помощи авиационной администрации Казахстана. С января 2013 года в Комитете гражданской авиации работают эксперты ИКАО, которые проводят работы по экспертизе национального законодательства, обучению, стажировке и тренингам сотрудников комитета. В ближайших планах экспертов ИКАО проведение ресертификации всех коммерческих перевозчиков и воздушных судов, а также обучение инспекторов комитета методике проверки воздушных судов, в том числе иностранных авиакомпаний. Эксперты ИКАО будут работать в комитете в течение всего текущего года.
Наряду с этим комитетом проводится политика по обновлению авиапарка и приобретению авиакомпаниями новых воздушных судов западного производства. С ноября 2012 года введены ограничения по воздушным судам, не соответствующим требованиям ИКАО. В связи с этим была приостановлена эксплуатация 14-ти воздушных судов типа Ан-24, Як-40, Ту-134, Ан-12.
Кроме этого, по данным КГА, проводится планомерная работа по модернизации аэропортовой и аэронавигационной инфраструктур. За последние десять лет проведена реконструкция взлетно-посадочных полос, терминалов и других объектов в 50% аэропортах на общую сумму около 100 млрд тенге. На сегодня 7 аэродромов соответствуют 1-й категории ИКАО, 1 аэродром – 2-ой категории, а аэродромы Астаны и Алматы – 3-й категории ИКАО.
Создана национальная аэронавигационная система, отвечающая современным требованиям, что позволяет обеспечить требуемый уровень безопасности и регулярности полетов в воздушном пространстве РК. Ежегодно на модернизацию и обновление аэронавигационного оборудования инвестируется порядка 10 млрд тенге.
Напомним, что г-н Куропатенко также высказал мнение о том, что авиация в РК должна подчиняться напрямую главе государства. В США после терактов 11 сентября вся авиация, в том числе и гражданская, подчиняется напрямую президенту. «Ведь авиация – стратегическое направление в деятельности государства. В конечном счете мы отвечаем за жизни людей», – сказал Владимир Куропатенко.
«Что касается мнения г-на Владимира Куропатенко об участии главы государства в решении проблем гражданской авиации, – поясняют в КГА, – необходимо отметить, что президент всегда держит на контроле вопросы повышения качества авиауслуг и уровня безопасности полетов». В качестве примера здесь отмечают, что по инициативе президента РК создана авиакомпания «Эйр Астана», внедрившая передовые международные стандарты безопасности, эксплуатирующая современные воздушные суда западного производства и наладившая систему подготовки летно-технического состава в признанных международных учебных центрах.
«В соответствии с законодательством РК решение о реорганизации госорганов и выделении каких-либо структур в отдельные органы, напрямую подчиняющиеся президенту, принимает непосредственно сам президент РК», – также пояснили в КГА.
Согласно предложению г-на Куропатенко, необходимо создать агентство по деятельности авиации и космонавтики, «то есть все, что летает в воздухе, должно контролироваться единым органом и иметь единое регулирование».
Однако, по мнению КГА, создание единого агентства, которое бы осуществляло регулирование и контроль деятельности авиации (гражданской и военной) и космонавтики, нецелесообразно.
«В большинстве государств, включая «космические державы», регулирование и контроль полетов гражданских воздушных судов, государственной авиации (военной, полицейской) и космических аппаратов разграничены и осуществляются различными ведомствами, – пояснили в КГА. – При этом между этими ведомствами организованы надлежащая координация и взаимодействие. Кроме того, следует иметь в виду, что «природа» полетов гражданских воздушных судов, боевой авиации (истребители) и космических аппаратов абсолютно разная, так как они выполняют различные друг от друга задачи, летают на абсолютно разных высотах воздушного пространства. Соответственно тому, что у каждого вида воздушного флота свое назначение, их деятельность регулируется разными нормативными правовыми актами», – заключили в комитете.
В то же время относительно возможности переноса международного аэропорта пояснили, что его развитие в настоящем расположении затруднено.
«Учитывая серьезные инвестиции в расширение возможностей конкурирующих за авиатранзит аэропортов сопредельных стран, а также существующий ежегодный рост пассажиропотока в аэропорту Алматы на 10-15%, дальнейшее развитие действующего аэропорта как современного крупного транзитного «хаба» ограничено возможностями терминала, нахождением в черте города, а также сложными метеоусловиями в осенне-зимнюю и весеннюю навигации», – утверждают в КГА.
В целях решения указанных проблем в среднесрочном плане предусматривается завершение строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Алматы. Экспертная компания «Люфтганза Консалтинг» и РГП «Казаэропроект», изучив уже построенные объекты нового аэровокзального комплекса, представили варианты для акционеров АО «Международный аэропорт Алматы», которыми будет принято соответствующее решение.
Кроме того, в рамках плана долгосрочных действий по данному вопросу в настоящее время рассматриваются предложения заинтересованных инвесторов в отношении строительства нового аэропорта вблизи города Капшагай.
Так, 3 октября 2012 года в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан проведено совещание с участием представителей министерств индустрии и новых технологий, туризма и спорта, экономического развития и торговли, агентства по управлению земельными ресурсами, акимата Алматинской области, АО «Самрук-Казына», руководителей аэропорта Алматы и авиакомпании «Эйр Астана». На данном совещании малазийская компания «ALM Builders SDN. BHD» представила проект строительства нового аэропорта в районе строящегося туристического центра «Жана Иле» в Алматинской области.
По итогам совещания создана рабочая группа для выработки согласованного решения вопроса строительства аэропорта с учетом международных требований. В настоящее время малазийская компания разрабатывает технико-экономическое обоснование по данному проекту.
В Комитете гражданской авиации все спокойно?
После недавней авиакатастрофы на страницах «Капитал.kz» (№4 (383) от 1 февраля 2013 года) независимые эксперты отечественной ави...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.