Самыми большими проблемами при открытии и ведения бизнеса для женщин в Казахстане являются высокая конкуренция и привлечение капитала. Об этом говорится в исследовании женского лидерства и предпринимательства в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе, которое в рамках инициативы She's Next провела платформа Emerging Europe. Результаты отчета опубликовала компания Visa, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz
В онлайн-опросе приняли участие 2000 владелиц бизнеса или самозанятых женщин в 11 странах, были проведены 75 глубинных интервью в фокус-группах. Полученные данные позволяют составить детальный портрет среднестатистической предпринимательницы региона, предоставляя заинтересованным лицам возможность понять трудности и проблемы, с которыми сталкиваются женщины.
«Как отметила одна из опрошенных, женщинам сложнее привлекать средства. Сложнее в Кремниевой долине. Сложнее и в ее стране, Армении. И привлечение средств — это лишь одна из многочисленных проблем, с которыми сталкиваются предпринимательницы, — прокомментировал партнер-основатель Emerging Europe Эндрю Врубель. — В этом исследовании мы стремились как можно глубже исследовать женское предпринимательство и определить все потенциальные препятствия, которые могут повлиять на бизнесы и стартапы, создаваемые женщинами. Мы также хотели изучить потребности предпринимательниц и найти решения, которые расширили бы их возможности и помогли женскому бизнесу процветать и развиваться на международном уровне».
В целом большинство принадлежащих женщинам бизнесов в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе (84%) предоставляют товары и услуги только в пределах своих государств, но предпринимательницы заинтересованы в обучении ведению бизнеса за рубежом.
Ведущими секторами, в которых работают предпринимательницы, являются красота и здоровье (17%), розничная торговля (12%), сельское хозяйство и продовольствие (12%), образование (8%), пиар и маркетинг (7%). Две трети предпринимательниц не привлекают внешнее финансирование, а три четверти не имеют наемных работников. Около 35% принадлежащих женщинам бизнесов в регионе были основаны с вложениями менее 1000 долларов. Лишь каждая десятая предпринимательница имеет больше 5 сотрудников.
Главные выводы
1. Женщины стремятся к профессиональной и финансовой независимости. Основными источниками мотивации открыть свое дело для женщин являются желание увеличить доход (50%), желание работать на себя (31%) и исполнение мечты (21%). В Казахстане главной мотивацией является желание увеличить доход (47%).
2. Предпринимательницы почти в равной мере озабочены бизнесом и личной жизнью. Опрошенные заявили, что больше всего переживают, что их бизнес потерпит неудачу (29%), что их финансовое положение ухудшится (27%) и что они оставят семью и детей без внимания (25%). Женщины в Казахстане в основном обеспокоены возможным отсутствием баланса между работой и отдыхом (26%).
3. Женский бизнес страдает от конкуренции и проблем с привлечением финансирования. Предпринимательницы чаще всего сталкиваются с такими трудностями, как высокая конкуренция (40%), привлечение капитала (32%) и неблагоприятные условия ведения бизнеса (31%). Респондентки в Казахстане отметили, что самыми большими проблемами при открытии и ведении бизнеса в их стране являются высокая конкуренция (49,7%) и привлечение капитала (30%).
4. Предпринимательницы хотят обучаться ведению бизнеса в интернете. Основные навыки, которые опрошенные хотят приобрести, — это стратегии получения дополнительного финансирования (47%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (37%), электронная коммерция (24%) и расширение бизнеса на международном уровне (21%). В Казахстане самыми популярными навыками являются разработка стратегии получения дополнительного финансирования (50,7%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (39,3%).
5. Предприятия, принадлежащие женщинам, расплачиваются с сотрудниками и поставщиками наличными, но, как правило, устанавливают POS-терминалы для клиентов. 42% предпринимательниц расплачиваются со своими сотрудниками и поставщиками наличными, а оплату картой предпочитают лишь 37%. Для Казахстана эти показатели составляют 36%. Однако среди клиентов электронные платежи гораздо популярнее: 37% респонденток отметили, что за их товары и услуги чаще всего расплачиваются картой, а 42% заявили, что предпочитают, чтобы их клиенты платили картой. Для сравнения: 35% предпринимательниц заявили, что их клиенты чаще расплачиваются наличными, и только 28% предпочитают, чтобы клиенты пользовались наличными. В Казахстане преобладают платежи картой.
«С момента внедрения инициативы She’sNextв в 2019 году ее целью было расширить возможности женщин-лидеров и местных сообществ и помощь им развиваться, — отметила старший вице-президент и директор регионального развития Visa в 17 странах Вера Платонова. — Именно поэтому для Visa очень важно изучить особые потребности и проблемы предпринимательниц в странах, где действует эта инициатива. Мы рады, что женщины-лидеры Казахстана и всего региона Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа постепенно переходят на электронную коммерцию и пользуются удобными и надежными цифровыми платежами. Мы используем результаты исследования, чтобы в дальнейшем реализовать множество инициатив, которые будут способствовать расширению гендерной инклюзии в регионе».