Как бренд Gaissina выстраивает бизнес в Турции?
Основатели бренда рассказали о специфике ведения бизнеса за рубежом и как они организовали там швейный хаб
История создания бренда женской одежды Gaissina начинает отсчет с 2010 года. Тогда еще начинающий предприниматель Раушан Гайссина стартовала в фешен-ретейле с небольшого магазина площадью 17 кв. метров, где она «отшлифовывала» свои навыки в сфере продаж. Позже к ней присоединился ее супруг Дамир Кумарбек, который впоследствии стал отвечать за операционную часть бизнеса. Из небольшого бутика дело молодой пары со временем масштабировалось. Для этого им пришлось продать свою квартиру, а полученные средства направить на развитие бизнеса. Риск оказался оправданным, спустя время бренд вышел на рынок Турции, где был основан хаб. О нюансах ведения бизнеса на турецкой земле предприниматели рассказали в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
Вера в себя и интуиция
Еще учившись в медицинском университете, Раушан поняла, что индустрия моды больше привлекает ее, чем сфера здравоохранения. Представляя себя дизайнером, в ее голове возникали различные модели платьев, костюмов, которые ей хотелось бы воплотить в жизнь. «В итоге, получив красный диплом медика, я все-таки занялась тем, что больше всего люблю – одеждой», - вспоминает Раушан. Свои первые шаги в сфере ретейла она начала делать около 12 лет назад с небольшого магазина площадью 17 кв. метров. Раушан приобретала стильную одежду в Турции, Китае и реализовывала ее.
Спустя какое-то время Раушан познакомилась с Дамиром, они стали парой, а вскоре поженились.
«До нашей встречи мы работали в разных сферах. Я имел четыре магазина по продаже запчастей для автомобилей. Но постепенно стал задумываться, действительно ли это направление доставляет мне удовольствие, насколько оно перспективно? Все мое рабочее время было занято поездками на авторынки, переговорами. Я ловил себя на мысли, что мне хотелось вырваться из этой сферы. Интуитивно понимал, что, возможно, мне стоит переключиться на что-то более утонченное… И, как оказалось впоследствии, индустрия моды была той нишей, где я могу действительно реализовать себя», - вспоминает Дамир.
Позже стало понятно, что встреча с Раушан оказалась для Дамира знаковой. Он постепенно вышел из своего автобизнеса, продал его и стал заниматься операционной деятельностью в бизнесе супруги. «У меня финансовое образование, поэтому имел представление, как управлять денежными потоками. Опыт работы в автобизнесе также оказался полезен для меня. Он помог мне быстро ориентироваться под новые тренды на рынке, договариваться с партнерами и находить более эффективные форматы сотрудничества», - отмечает собеседник.
Рискнули своим жильем
Стартовой площадкой для бизнеса стали розничные продажи, которые начались с приобретения контейнеров на барахолке. Как и любое предпринимательство, новое направление требовало инвестиций. Поэтому сперва супруги решили привлечь ресурсы в фининститутах. Они обратились в несколько банков, но, к сожалению, им отказали им в кредите. ФРП «Даму» также не пошел им навстречу и не взялся финансировать их проект. Но в тот момент вдохновленные новой идеей Дамир и Раушан не стали падать духом. Они решили двигаться к своей цели во что бы то ни стало.
На тот момент у супругов была квартира, которую они когда-то покупали за 110 тыс. долларов. Но после того как в 2015 году тенге отпустили в свободное плавание, ее стоимость снизилась до 53 тыс. долларов. Они решили продать эту квартиру и на полученные деньги приобрести одежду в Китае. «Также мы купили контейнер на барахолке и стали продавать женскую одежду оптом. Это была наша стартовая площадка», - поясняют предприниматели.
В таком формате бизнес проработал целый год, за это время постепенно количество бутиков увеличилось до трех.
«Это направление было вполне прибыльным. Но нам захотелось чего-то большего, выйти на новый уровень. К нам пришло понимание, что необходимо двигаться в сторону цивилизованного, более продвинутого формата бизнеса. Мы продали наши бутики и в 2016 году решили создать собственный бренд женской одежды Gaissina и открыть сеть магазинов женской одежды в крупных торгово-развлекательных центрах. Заработанные за счет бутиков средства нам очень пригодились, они дали толчок для развития. Их мы также вложили в аренду торговых площадей», - рассказывает Раушан.
Одежда по доступным ценам
Собеседница
подчеркивает, что их бренд женской одежды ориентирован на девушек и женщин от
18 до 35 лет. У них разные хобби, они могут быть и домохозяйками, и работающими
леди. Они следят за модой, мировыми трендами, независимы.
Цены на одежду вполне доступны. «А качество находится на высоком уровне. Например, брючный костюм обойдется в 50-100 долларов, если речь идет о розничных продажах»,- отмечает предпринимательница.
Бренд, подчеркивает она, уникален тем, что все модели соответствуют европейским и американским трендам в фешен-индустрии. «Раушан отличается природным вкусом, поэтому все модели стильные. У нас найдутся модели как для любительниц casual, так и для тех, кто предпочитает одежду в деловом стиле», - отмечает совладелец бренда Дамир.
Out of the box
Со временем бренд развивался, ему стало тесно в Казахстане. И предприниматели приняли решение рискнуть и выйти на глобальный рынок, локализовать бизнес в Турции.
«Мы рассматривали две страны для релокации бизнеса: Турцию и Китай. Это было в январе 2022 года. Зайти на рынок КНР было затруднительно, он был де-факто закрыт. Поэтому выбор пал на Турцию – один из центров текстильной промышленности», - вспоминает Дамир.
Вывести бизнес на тот уровень, которого нам хотелось достичь, в Казахстане у нас не получилось бы,- подчеркивают предприниматели. И тут, по их словам, есть несколько объективных причин. Главная из них, - неразвитость легкой промышленности в республике.
«Например, мы еженедельно обновляем свою коллекцию одежды на 15-20%. В месяц наша коллекция обновляется на 100%! В Казахстане ни один цех не мог поспеть за нашими обновлениями», - обращает внимание Раушан.
Зимой 2022 года Дамир и Раушан, взяв с собой пятерых детишек и несколько чемоданов, двинулись в путь – в Стамбул. Красочный, разносторонний мегаполис встретил их доброжелательно. В этом городе предприниматели запустили дизайнерскую студию.
«Все фасоны для коллекций разрабатываем совместно с дизайнерами, также мы подбираем ткани и принты для них. Специалистов мы привлекли в Турции. Ведь именно там очень много образовательных учреждений, которые обучают дизайнерскому, швейному делу. Соответственно, в Стамбуле очень высокая конкуренция между дизайнерами, поэтому каждый из них постоянно совершенствует свои знания. И не стоит забывать, что Турция исторически славилась своим текстилем», - делится Раушан.
По опыту мировых брендов
В Стамбуле предпринимателям удалось создать хаб, наладить сотрудничество с 13 швейными фабриками. На их поиск ушло около 8 месяцев. Каждая из таких фабрик специализируется на определенном направлении. Есть те, кто занимаются только пошивом рубашек или брюк. А есть предприятия, которые сконцентрированы только на том, что пришивают пуговицы или замки.
«То есть мы работаем в таком же формате – это очень эффективно. Ведь каждая фабрика делает только ту работу, в которой она профессионал. А значит - качество изделия всегда на высшем уровне. Кстати, по такому же принципу работают многие международные бренды, например, H&M, Zara и другие», - подчеркивает Дамир.
Особенности турецкого рынка
Как и на любом рынке, в Турции есть своя специфика выстраивания бизнеса. «В Турции предпринимателю нужно документально оформлять каждый свой шаг. Там не существует понятия джентельменского соглашения. Например, если вы договорились об одном и зафиксировали это в договоре, а позже условия поменялись – нужно это прописать. Устные договоренности в Турции – это пустые слова», - подчеркивает Раушан.
После запуска хаба в Стамбуле там же они с супругом открыли магазин по оптовым продажам. Впрочем, Gaissina занимается и розничными продажами. И именно на них делается ставка. «В рамках розничного бизнеса мы шьем одежду в Турции и Китае. По оптовым продажам: мы реализуем изделия из Турции как на внутреннем рынке, так и экспортируем их. Мы поставляем одежду в страны Ближнего Востока, балканские страны, Грузию, Украину. Большинство наших клиентов, конечно, из Казахстана, Кыргызстана. Мы научились работать масштабно, не видя границ», - подчеркивает Дамир.
Если же говорить о предпочтениях, в Украине, России, ОАЭ женская аудитория любит носить яркие, насыщенные цвета. В Казахстане же, отмечает Раушан, предпочитают сдержанные оттенки: белый, бежевый, черный. «Мы можем сшить одежду и под индивидуальный заказ. Например, если нужно будет изготовить 300 пар брюк за 14 дней, мы сможем взять этот заказ. Нам доступны любая цветовая гамма и фактуры», - подчеркивает собеседница.
Развитие розничной сети
В Казахстане у Gaissina открыто 6 магазинов класса «А», которые находятся во всех крупных торговых центрах страны.
«У нас есть торговые точки как в Астане, так и в Алматы. Мы представлены во всех ТРЦ Mega. В ближайшем будущем планируем открыть магазин в Шымкенте. В следующем году намерены освоить рынок западного Казахстана, а после и другие регионы. Знаете, мы бы давно уже открылись на западе и в других регионах, но когда мы исследовали эти рынки, не нашли подходящую локацию для себя. А в нашем бизнесе главное – это локация. Для эффективной работы магазина нам необходимо, чтобы его площадь составляла в среднем 200-300 кв. метров. Окупаемость одной такой торговой точки: 1,5-2 года», - подчеркивает Дамир.
Планы у предпринимателей по масштабированию бизнеса внушительные. В ближайшие 2-3 года они намерены открыть в Дубае около 6-7 розничных магазинов. «Если же привлечь дополнительные ресурсы, то в год можно запускать до 20 магазинов», - считает он.
Одежду с биркой Gaissina вскоре можно встретить и на интернет-площадках. В 2023 году предприниматели намерены активно развивать сотрудничество с маркетплейсами, в том числе с мировыми. «В этом году планируем начать сотрудничество с российской площадкой Wildberries. Также хотим выйти на турецкий интернет-магазин Trendyol, а после на Amazon», - поделились Дамир и Раушан.
* Партнерский материал
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.