USD
498.51₸
+0.170
EUR
522.84₸
+3.120
RUB
4.81₸
-0.040
BRENT
73.72$
+0.010
BTC
92306.00$
-2012.100

Почему банки не хотят кредитовать компании e-сommerce

Проблемы рынка e-commerce в нашей стране и тренды в Центральной Азии обсудили в беседе с CEO Office Expert Русланом Мукашевым

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему банки не хотят кредитовать компании e-сommerce- Kapital.kz

Рынок электронной коммерции в Казахстане превысил 1,5 трлн тенге по результатам 2021 года. Тем временем для юридических лиц сервисы, стимулирующие потребление онлайн-услуг, можно пересчитать по пальцам. Другой аспект, сдерживающий развитие товарооборота в онлайне, по словам CEO крупнейшей интернет-площадки по продаже товаров для офиса в Казахстане Office Expert Руслана Мукашева – отсутствие услуги BNPL (Buy now, pay later) для МСБ. Это, попросту говоря, покупка в кредит или рассрочка – главный локомотив развития в B2C-сегменте.

CEO крупнейшей интернет-площадки по продаже товаров для офиса в Казахстане Office Expert Руслан Мукашев - Kapital.kz

CEO крупнейшей интернет-площадки по продаже товаров для офиса в Казахстане Office Expert Руслан Мукашев

Доля e-commerce покупок сектора МСБ в Казахстане составляет порядка 3%. В таких крупных городах как Алматы и Нур-Султан — 15%.

Руслан Мукашев полагает, что потенциал для роста рынка в этой связи очень большой. Рынок сдерживается существенным ограничением МСБ в кредитных средствах, которые доступны физическим лицам, легко покупающим товары в рассрочку или кредит. Кредитные продукты банков для юридических лиц сложны в оформлении и, по сравнению с кредитами для физических лиц, доступны небольшому количеству МСБ.

«Принято считать, что бизнесу нужны сразу большие деньги для пополнения оборотных средств, для строительства и т.д. Это ведет к тому, что бизнес должен быть прибыльным и должен иметь историю работы на рынке. И пока для казахстанских предпринимателей нет «легких» кредитных продуктов, покрывающих небольшие операционные потребности в приобретении товаров или услуг. Рост e-commerce продолжится, если маркеты смогут предложить больший ассортимент. При расширении ассортимента рынок электронной коммерции может достичь 30% в ближайшие пару лет», - отметил Руслан Мукашев.

Рост в регионах, малых городах и сёлах по сравнению с крупными населёнными пунктами сдерживает отсутствие быстрой и бесплатной межгородской доставки и стабильной и качественной интернет-связи.

Потенциал ускоренного развития рынка электронной коммерции для МСБ также есть в обширном распространении электронного документооборота и развитии в области регламентов законодательства по защите прав потребителей, где, к примеру, пока не предусмотрен возврат и обмен товара для юридических лиц. Электронный документооборот в данный момент только развивается. Он позволит МСБ оперативно подписывать и обмениваться договорами, товарными накладными и доверенностями на получение товаров, что, безусловно, отразится на экономической эффективности предпринимателей уже в ближайшей перспективе.

Говоря в целом о рынке электронной коммерции, Руслан Мукашев указывает на то, что сейчас не лучшая ставка Национального банка, очень плохие условия по получению хотя бы того же самого овердрафта в банках, и это определённым образом тормозит развитие субъектов торговли, имеющих отношение к электронной коммерции. Рынок нуждается в большем объёме инициатив и партнёрства между государством и бизнесом. При этом все двери открываются для экспансии международных игроков. Местные компании вынуждены с ними конкурировать в неравных условиях. А для того, чтобы выйти на другие рынки, и тем самым увеличить свою собственную аудиторию, у компаний есть определённые проблемы, связанные с нашим налоговым законодательством, с таможенными ограничениями и так далее.

Особенности e-commerce Кыргызстана и Узбекистана

Если развитие e-commerce в Казахстане почти повторяет путь Украины и России, то становление e-commerce в Кыргызстане и Узбекистане имеет свои существенные особенности. Руслан Мукашев считает, что в Кыргызстане развитие сайтов и мобильных приложений не приобрело массового характера из-за отсутствия крупных ретейл-игроков, что привело к тому, что весь МСБ перешел в Instagram. В связи с чем в этом регионе массово популяризировалась профессия SMM-специалиста.

В Узбекистане схожая с Кыргызстаном ситуация за одним исключением: источником развития электронной коммерции выступил мессенджер Telegram.

Такое развитие ситуации сместило пользовательский опыт в сторону этих сервисов в регионе, что значительно изменило подход в маркетинговом продвижении.

«Если в Казахстане performance-маркетинг классически отводился таким источникам, как Google и Яндекс, в большей мере в сторону контекстной рекламы и торговых кампаний, а социальные сети, за исключением определенных ниш, несли больше медийную окраску, нежели performance, то в Кыргызстане сложилась ситуация, когда стратегии продвижения выстраивались вокруг одного источника, зачастую термин e-commerce стал приравниваться к SMM-продвижению. В Узбекистане переток в сторону мессенджера Telegram породил массовое развитие телеграм-групп, где пользователи могли реализовывать свою потребность в товарах и услугах», - комментирует Руслан Мукашев.

Только в последнее время начала появляться тенденция к тому, что e-commerce в описанных нами регионах выйдет из этих ответвлений и пойдет в сторону классического развития электронной коммерции, которая на сегодняшний день представлена в виде интернет-магазинов, нишевых лендингов, маркетплейсов и мобильных приложений.

E-commerce и общая справедливость на рынке

«С приходом электронной коммерции растёт социальная справедливость, - отмечает Руслан Мукашев. - На данный момент наша клиентская база в 25 000 организаций позволяет делать репрезентативную выборку каких-то сведений и ответственно заявлять, что есть какие-то изменения в трендах».

Наличие реальных игроков в электронной коммерции, этичных и ответственных компаний в интернете, станет не просто перетягивать туда спрос, но и появление нескольких игроков позволяет им уже между собой конкурировать. «Я думаю, что чем дальше будет развиваться рынок e-comm в Казахстане, чем больше будет участников этого рынка, тем выгоднее будет потребителям покупать в интернете. Информация прозрачная, и потребитель находится в одном-двух кликах от принятия решений», - считает CEO Office Expert.  

Если мы говорим про классический офлайн, то сбор информации между участниками рынка может быть и долгим, и непрозрачным. Поэтому в офлайне решения часто принимаются даже не с точки зрения цены, а удобного месторасположения, какой-то спонтанной или другой эмоциональной составляющей в выборе покупки. Наглядно мы видели картину несправедливости на офлайн-рынке во время кризиса с бумагой в стране, когда ее стоимость, по нашим данным, подскочила сначала до 3 500, а потом откатилась до 2 900, а сейчас составила в среднем 2 400 тенге за пачку. Цена не вернулась к старым значениям – 1 600 тенге, потому что случилась инфляция. Во многих точках продаж цена по-прежнему дискриминационная, высокая.

Когда мы можем прозрачно мониторить всех участников, однозначно потребитель будет в выигрыше.

Сфера е-commerce испытывает голод на кадры

Динамика с 2016 года показывает, что выросла отрасль, которой теперь требуется больше кадров. «Я думаю, что мы просто даже не смогли восполнить тот дефицит, который был уже в 2016 году. С учётом тенденции, это может принести большие проблемы», - считает эксперт рынка.  Большинство игроков нуждаются в разработчиках. Некоторые крупные компании вынуждены организовывать свои некоммерческие или полукоммерческие мероприятия, на которых они пытаются привлекать студентов, которые учатся на профессиональных специальностях, и растить в них не только компетенции, а готовить их для работы в своих компаниях. Взращивать штат. «В общем, сектор электронной коммерции уже сейчас влияет на то, как будут тренды в сфере образования строиться. Я знаю практику, и что сейчас происходит в Узбекистане, к примеру. Дело в том, что с изменением политики государства они пытаются не просто привлекать студентов, но и даже учеников старших классов школ к этой сфере. Инициатива вызывает восхищение».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.