USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95317.80$
-1761.700

От бизнес-наставничества к бизнес-трекингу

Алматинка Арайлым Киргизбекова отказалась от работы в крупной компании в пользу своего бизнеса и уже помогает другим начать свое дело

24574

В портфолио алматинки Арайлым Киргизбековой разные проекты – от небольшого кафе и центра визовой поддержки до сервиса по доставке правильного питания Avokado.kz и частного детского сада с обучением на английском языке. А еще опыт бизнес-тренера программы «Бастау бизнес» в НПП «Атамекен». Сейчас она не только занимается развитием успешного бизнеса, но и помогает людям сделать первые шаги и открыть свое дело. О своем предпринимательском опыте и бизнес-наставничестве Арайлым Киргизбекова рассказала в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.  

От бизнес-наставничества к бизнес-трекингу  3466494 - Kapital.kz

- Арайлым, мой первый вопрос очень простой - расскажите, с чего началась ваша история женщины-предпринимателя? Я знаю, что после окончания КИМЭП и магистратуры в Англии вы успели поработать в крупных компаниях, в том числе иностранных, почему вы решили заняться своим бизнесом?

- Мне 36 лет. Я родилась в Алматы. По возвращении из Англии в Казахстан я действительно работала в Шевроне, в КазМорТрансФлоте, CNPC, KSP Steel. Идея открыть свое дело пришла, когда я в первый раз вышла в декретный отпуск. Я по природе очень энергичный человек. Рождение и уход за ребенком, конечно, занимают много времени, но я решила, что нужно попробовать себя в бизнесе. Открыла кафе, но очень быстро поняла, что общепит – это не мое. Вышла на работу в головной офис крупного завода по производству труб для нефтегазовой отрасли. От проект-менеджера доросла до 1-го помощника генерального директора. Головной офис находился в Алматы. Занималась самой разной работой, в том числе приглашением иностранных специалистов для новых проектов компании. Поэтому часто занималась оформлением виз. И вот когда родился второй ребенок, в декрете снова не смогла сидеть без дела и открыла центр визовой поддержки онлайн. Заполняли с сотрудниками за людей документы для получения визы. Эта услуга была очень востребована, и бизнес успешно развивался, потому что не было больших расходов на закупку сырья, прочих крупных расходов, например на рекламу. Только твои затраты интеллектуальные плюс время. Все работало хорошо, пока не началась пандемия. Я вынуждена была поставить работу визового центра на паузу и вернулась на наемную работу. 

- И все-таки вы снова оставили стабильную работу и вернулись в частный бизнес, открыли частный детсад. Как вы решились прийти в этот непростой бизнес?

- На тот момент у меня родился третий ребенок, старшие уже подросли, и нужно было отдавать их в детский сад. Я финансист по образованию, поэтому сделала маркетинговое исследование рынка услуг дошкольных заведений, искала детсад с английским языком. И тут, как говорится, открылась моя боль – средний чек на одного ребенка выходил 200-250 тысяч тенге. В моем случае нужно было умножать на 3. Тогда я села и подготовила свой бизнес-план открытия частного детсада, чтобы самой это сделать и закрыть свою потребность. И вот прошло уже 4 года, мы развиваемся успешно, и я даже подумываю открыть второй садик.

- Арайлым, вы сейчас так просто рассказали о том, как приняли, думаю, непростое решение, определившее вашу жизнь как минимум на эти 4 года, которые прошли с открытия. Давайте подробнее расскажем о том, как вы стартовали и развивались? Какие трудности прошли? И что нужно знать об этом бизнесе тем, кто решит войти в нишу дошкольного образования? 

- Детсад – это привлекательный бизнес, потому что мы закрываем потребности государства, получаем госзаказ. Но это одновременно накладывает очень высокую ответственность, ты должен соответствовать определенным стандартам, чтобы в самом начале получить лицензию, иметь квалифицированные кадры, а это, пожалуй, главная проблема, потому что на рынке острый дефицит работников системы дошкольного образования. Поэтому я сама поначалу и поваром и воспитателем была. Потихоньку собрала коллектив. Сама внедрила систему мотивации. Я плачу фиксированную зарплату + бонусы за выполнение тех или иных задач. Штрафов у нас нет. Вот например, в детсаду нашем работает девушка медсестрой и все. Я думаю, пусть совмещает эти обязанности с обязанностями воспитателя ясельной группы. Основное, что необходимо маленьким детям – уход и присмотр. Это может медработник обеспечить. Зато у него доход больше будет, мотивация. У меня по кадрам вопрос закрыт. Все довольны. Очень много пришлось изучать нормативные документы, которые регулируют дошкольные заведения. Наработала навык общения с людьми из контролирующих органов. Детсад – это абонементская система бизнеса. Фокус четкий к мелочам, оперативное вмешательство, чтобы отладить работу в 1-й год, а дальше работает по налаженной схеме. У нас в этом году 4-й выпуск был. Мы с воспитателями помним детей еще маленькими с соками, а теперь они идут в школу.

- В вашем детсаду интегрированы английский язык и система дошкольного образования Британии. Расскажите подробнее об этом. Какие еще собственные инновации применили?

- В нашем детсаду английская система образования интегрирована с государственной, которую мы никак не можем игнорировать. Для меня и сотрудников на 1-м месте стоит психоэмоциональное состояние ребенка. Для нас важно показать детям с самого малого возраста, что есть социум, определенные правила поведения и, конечно, дисциплина, при этом социальная среда, обстановка в детсадике может быть комфортной. Ребенок должен хотеть идти в детсад без принуждения, иначе это негативно отразится на его психике. Я против того, чтобы ребенка нагружать излишне, например, на всевозможные нужные и ненужные кружки и активности записывать. Я всегда большое внимание уделяю настроению детей. По капризному ребенку могу понять, что какие-то проблемы есть в семье. В тесном контакте решаем с родителями такие моменты. Если говорить о наших инновациях, конкурентных преимуществах, то не могу не похвастать, что по моей инициативе дети в детсаду застрахованы с 8 часов утра до полседьмого вечера. Мне стоило немало времени, чтобы меня услышали в страховой компании и разработали условия страхования. Теперь они предлагают это как свой продукт другим детсадам.

От бизнес-наставничества к бизнес-трекингу  3466503 - Kapital.kz

- Арайлым, я знаю, что вы много времени уделяете бизнес-наставничеству. Расскажите об этом направлении вашей жизни.

- Здесь нужно будет вернуться в то время, когда я работала в KSP Steel. Это производитель труб, о котором я уже говорила выше. Я часто ездила в командировки из Алматы, где был головной офис компании, в Павлодар, где находилось производство. Видела, как мой шеф общается с рабочими.  С людьми на заводе нужно говорить на их языке, иногда с использованием ненормативной лексики. С иностранными подрядчиками все по-другому. Ты учишься у своего шефа этому. Я не только контракты с подрядчиками составляла и согласовывала с юристами, решала кадровые вопросы, но, когда было нужно, работала переводчиком и секретарем, кофе приносила. Считаю, что это был полезный опыт, который мне помогал на старте в своем деле, и помогает сейчас. Молодое поколение хочет все и сразу, но успех, тем более в своем деле – это огромный труд. Сейчас каждый второй маркетолог или таргетолог с большим ценником. Спросишь его - у тебя есть опыт, ты можешь результат обеспечить? Он решительно отвечает – да! Но результат не дает. Мне самой в итоге приходилось воронку продаж изучать, конверсию от рекламы. Поэтому я поняла, что нужно делиться своим опытом с теми, кто готов сначала учиться, слушать и таким образом созревать, чтобы открыть свое дело, пусть сначала небольшой бизнес онлайн.  

- А вы заканчивали курсы по бизнес-тренингу или на собственной интуиции и опыте работаете с людьми как наставник?  

- В 2018 году я подала резюме в Палату предпринимателей «Атамекен», прошла обучение, стала сертифицированным бизнес-тренером, и по итогу мне предложили участвовать в проекте продвижения программы выделения льготных грантов «Бастау». Его цель была охватить самозанятых, дать им возможность начать свое небольшое дело. Мы поехали в Шымкент обучать людей провести анализ секторов, где есть возможность начать свое дело. Помогали подготовить бизнес-план и презентацию для комиссии, которая выделяет гранты 500 тыс. тенге на старт бизнеса. Было несколько групп от 50 до 80 человек. В процессе обучения стала делать акцент на мотивации людей. Они приходили ко мне на обучение как на шоу, я поддерживала их идеи и вдохновляла начать свое дело. Они заряжались и говорили – бiз ашамыз!.. Комиссия, как правило, это мужчины 50 лет и старше. И как-то на защиту проектов мы с женщинами пришли все в красном. Они сняли свои орамалы, сделали макияж и укладку, то есть поверили в себя.

- Вспомните яркую историю бизнес-проекта из того периода времени. Кто вам запомнился?

- Большинство из тех, кто приходил обучение – это женщины, которые шьют курак корпе или занимаются выпечкой. Традиционно они продают свою продукцию на базаре. Теперь стояла задача маркетинг сделать грамотно, «вкусно» подать товар, онлайн продвигать и продавать через Instagram. Я с одной женщиной близко работала, предложила сфокусироваться на чем-то другом, нежели на курак корпе. А что будем шить? Начали разбирать, что она умеет, к чему душа лежит? В Шымкенте в основном швеи сдают свои вещи на базар или через интернет-магазин продают. У нас задача была оптом сдавать продукцию. И вот в итоге она сшила костюмы для артистов, но добавила оригинальный элемент - крылья. Это была ее фишка. В Шымкенте тоев много, артистов много, поэтому каждый раз нужно чем-то удивлять. И она смогла найти свою изюминку. Она пришла на презентацию комиссии в костюме с крыльями бабочки, и это сыграло, она получила грант и до сих работает по этому направлению, зарабатывает сама.

- А сейчас с кем работаете как наставник или бизнес-тренер?

- Я позиционирую себя сейчас как бизнес-трекер. Трекинг – новое направление, которое быстро набирает популярность за рубежом. Трекер в отличие от коучей или бизнес-тренеров в короткие сроки должен получить результат. Он помогает предпринимателю выбрать стратегию и задать направление к поставленной цели. Я вижу общую картину, как развить бизнес, проводим тестирование гипотез и вариантов. Я предлагаю, команда реализует. Бывают успешные кейсы, бывают - не очень, но появляется опыт, который мы разбираем и анализируем. Я сейчас могу любой вид бизнеса расписать, стратегию и поставить его с учетом алгоритма. Уже есть у меня девочка, у которой онлайн-магазин, и я помогаю ей масштабировать ее бизнес, увеличивать продажи. Есть девушка, которая работает по найму и еще думает, открывать свое дело или нет. Она пока не знает, в какой сфере хочет начать свое дело. Пытаемся вместе понять, в чем ее предназначение? Распаковка личности идет, чтобы понять, может ей не нужно заниматься своим делом, это, возможно, не ее. Все-таки быть предпринимателем и успешно развивать свое дело – это дано не каждому.

- Спасибо, за интервью, Арайлым, добрых вам дел!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.