Обзор рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей РК по итогам 2010 года
За минувший год официальными дилерами было реализовано 21 560 легковых и легких коммерческих автомобилей. Таким образом, цивилизованный сегмент казахстанского автомобильного рынка вырос на 14,35% к уровню 2009 года. Тренд на восстановление показателей продаж, который наметился в мае 2010 года, сохранялся до конца года: декабрьский сбыт достиг 2 620 единиц, что на 21,3% выше прошлогоднего результата.
В то же время темпы годового роста казахстанского рынка не составили и половины восстановительной динамики структурно близкого российского рынка. В отличие от последнего, реанимация потребительской активности в Казахстане происходила без вовлечения государственных ресурсов и на фоне стагнации банковского кредитования. Как известно, главными драйверами роста на российском рынке в ушедшем году стали программа утилизации и оживление программ автокредитования. В Казахстане же деятельность участников автомобильного рынка была осложнена нестабильностью, связанной с принятием решений относительно льготного режима ввоза легковых автомобилей и введения стандарта Евро-3.
Зафиксированный рост продаж на отечественном рынке в основном обеспечен покупателями автомобилей российского, казахстанского и узбекского производства. Со вступлением единого таможенного тарифа с 1 июля 2011 года в полную силу и наращиванием объемов выпуска автомобилей внутри страны доминирование продукции казахстанского и российского автопроизводства обещает усилиться, а сегмент новых автомобилей продолжит расширяться. Наряду с восстановлением деловой активности и ростом потребительских расходов, эти факторы станут основными источниками рыночного роста в 2011-2012 годах.
Сегмент легковых автомобилей
В сегменте легковых автомобилей 2010 год завершился несколько успешнее среднего показателя по рынку. Дилерами было реализовано 17 307 автомобилей, или на 16,56% больше, чем в 2009 году. При этом итоги декабря оказались наиболее удачными с начала 2009 года: 2 157 легковых автомобилей, или плюс 20,84% к продажам декабря 2009 года.
Среди массовых брендов рост демонстрировали исключительно автомобили, выпущенные в странах СНГ. На их долю в 2010 году пришлось 61,3% всего сбыта. Продажи автомобилей, импортируемых из дальнего зарубежья (без учета марок сегмента «премиум»), продолжили падение.
Многолетний лидер – Lada значительно упрочил свои позиции на отечественном рынке. За год было реализовано 5 058 легковых автомобилей этой марки, собранных в России и Казахстане. Таким образом, Lada внесла самый весомый вклад в рост рынка в минувшем году. Прирост продаж марки составил 41,1%.
Toyota, неоднократно в течение года опускавшаяся ниже второй позиции, все же сохранила за собой «серебро» в списке бестселлеров. На фоне 2009 года японский бренд показал падение на 6,08%. Покупателями Toyota в ушедшем году стали 2 456 казахстанцев.
Узбекский эконом-класс от UZ-Daewoo вошел в тройку лидеров, удвоив продажи годичной давности. Дилерами марки в 2010 году реализовано 2 286 легковых авто. Таким образом, узбекский производитель занял место Mitsubishi, продажи которого заметно просели во втором квартале. По итогам года бренд потерял 41,53% прошлогоднего сбыта.
Иное положение у Chevrolet. Автомобили этой марки, выпускаемые в Усть-Каменогорске, остались в пятерке наиболее продаваемых, а число клиентов выросло на 32,3%. Второе рождение в Казахстане пережила марка KIA, производство которой было открыто также на заводе «Азия Авто» в 2010 году. Вывод на рынок последнего поколения моделей позволил KIA подняться из второй десятки сразу на 6-ую строчку в рейтинге продаж.
Улучшил свой прошлогодний результат российский UAZ. Сегодня его легковые модели на 7-ой позиции с приростом на 16,35% к 2009 году.
Позитивную динамику в четвертом квартале демонcтрировал Nissan. Однако свой год в Казахстане производитель завершает с показателем минус 9,71%.
Строки с 9-ой по 11-ую заняты легковыми моделями Hyundai, Volkswagen и Skoda. Все три бренда закрыли год со снижением в коридоре 20-30%. Минус 16,13% на счету дилеров Suzuki. Стабильно низкие продажи фиксировал в отчетном году дистрибьютор Subaru – на 38,95% ниже 2009 года.
В отличие от названных, безусловно, успешным 2010-й может считать казахстанский представитель Renault. Начало поставок автомобилей российской сборки позволило дилеру заключить 288 договоров купли-продажи против 31 в 2009 году. Продажи другого бюджетного продукта, ZAZ Chance, также стартовали в 2010 году. Наместниками украинского автопрома было реализовано 193 автомобиля.
Еще одна марка, получившая прописку не только в СНГ, но и в Казахстане, заняла 18-ое место в рейтинге продаж. SsangYong, выпускаемый АО «Агромашхолдинг Казахстан», обрел в минувшем году 144 владельца.
Заметная премьера состоялась и в верхнем ценовом сегменте – с мая открыты официальные продажи автомобилей Lexus. Как результат по итогам года марка стала самой продаваемой среди официально представленных в сегменте «люкс» и обошла легковые модели Mercedes-Benz. И это с учетом того, что сам немецкий концерн увеличил продажи в Казахстане на 50,35%. Такие конкуренты Mercedes, как Audi и Porsche пришли к финалу года с ростом свыше 40%. Менее удачлив оказался Land Rover, сменивший в Казахстане дилера – плюс 6,35%. BMW и Volvo оказались в минусе: 21,88% и 6,06% соответственно.
В рейтинге наиболее популярных моделей 2010 года 15 из 25 позиций заняла продукция автопрома Казахстана и других стран СНГ. В 2009-м их число равнялось 10.
Наибольшее число продаж пришлось на узбекскую Daewoo Nexia – 1 666 автомобилей. Немногим меньше покупателей, а именно – 1 511, предпочли ВАЗовскую «семерку». Lada 4x4 казахстанской сборки была приобретена 1 382 покупателями. При этом следует отметить, что во втором полугодии Lada вновь оттеснила узбекский седан на третью строчку. Оставшиеся места в пятерке моделей-лидеров также заняты продукцией АвтоВАЗа: Lada Priora и Lada Samara с результатом 1108 и 810 автомобилей соответственно.
Самая высокая позиция, которую сумела получить по итогам года модель из дальнего зарубежья, – шестой номер. Речь о Toyota Corolla, нашедшей 757 покупателей. На 7-ой строчке узбекская микролитражка Daewoo Matiz (620 ед.).
На четыре строчки поднялся UAZ Hunter, продажи которого в минувшем году составили 477 единиц. 9-ую строку рейтинга разделили Camry и Land Cruiser Prado от Toyota (по 475 покупателей). Сразу в первую десятку ворвалась одна из новинок отечественного автопрома – KIA Cerato (387 покупателей). 380 новых владельцев и 11-ое место в отчетном году у Toyota Land Cruiser 200.
C 20-ой на 12-ую позицию переместилась российская Chevrolet Niva, в ее активе 309 продаж. На прежней, 13-ой позиции остался Suzuki Grand Vitara (260 покупателей). Под №14 в списке предпочтений – Skoda Octavia, чьими владельцами стали 247 казахстанцев. Столько же поклонников нашлось у Lada Kalina.
На 15-ой строчке расположился SUV KIA Sorento, с мая производимый в Усть-Каменогорске (245 покупателей). За ним следует Renault Logan российской сборки (240 авто). Пикап Mitsubishi L200 оставил за собой 17-ое место (237 покупателей). Еще один казахстанский автомобиль – Chevrolet Lacetti улучил прошлогодний результат, обретя 233 владельцев.
Замыкают двадцатку фаворитов 2010 года Mitsubishi Outlander II XL и Volkswagen Touareg (229 и 209 покупателей), чьи позиции за год несколько ослабли. Qashqai от Nissan сохранил свою 21-ую строчку (198 ед.). «Новобранец» казахстанского рынка ZAZ Chance обрел 193 поклонника.
Наконец, завершают TOP-25 моделей 2010 года Mitsubishi Pajero, Toyota Avensis и Toyota Rav4, заметно просевшие на фоне собственного рейтинга годичной давности.
Сегмент легких коммерческих автомобилей
С апреля 2010 года в сегменте легких коммерческих автомобилей наметился умеренный рост. По итогам отчетного года официальными дилерами реализовано 4 253 автомобиля класса LCV, что на 6,19% превышает результаты 2009 года. При этом в декабре рост к показателю годичной давности составил 22,81%, что соответствует 463 проданным автомобилям.
В минувшем году дилер ГАЗ заметно сократил отставание от прошлогоднего фаворита в сегменте – марки УАЗ. В отчетный период было продано 1 585 «Газелей» и других автомобилей из Нижнего Новгорода, в то время как дилеры УАЗ реализовали 1 667 единиц коммерческой техники. Маркой №3 в сегменте LCV стала китайская FAW, чьи продажи составили 236 автомобилей.
Возросшая во втором полугодии активность дистрибьюторов Volkswagen и Hyundai несколько «разбавила» традиционный дуэт Горьковского и Ульяновского автозаводов. На долю Volkswagen пришлось 316 проданных автомобилей, на долю Hyundai – 134. Эти цифры выше прошлогодних в 2,7 и 3 раза соответственно.
В семерку наиболее продаваемых брендов сегмента вошли также Toyota и Lada (112 и 94 реализованных единицы соответственно).
Структура рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в разрезе компаний-дилеров
На протяжении 2010 года продолжалась концентрация клиентской базы вокруг дилерских групп, реализующих автомобили казахстанской, российской и узбекской сборки. Наиболее показательный пример – группа компаний «БИПЕК АВТО», в состав которой входит автосборочный завод «Азия Авто». Доля холдинга в 2010 году составила 39,22%, а по итогам IV квартала достигла 48%, что вновь обеспечило «БИПЕК АВТО» лидирующее положение на рынке.
На второй позиции также обошлось без сюрпризов – ее по-прежнему занимает группа «Меркур Авто», чья доля, однако, сократилась с 16,67% в 2009 году до 15,06% в 2010 году. Внутри отчетного года доля компании также демонстрировала нисходящую динамику.
КМК «Астана Моторс» с долей 10,16% по итогам года оттеснена на четвертую строчку. Её место под №3 заняла сеть автосалонов «Вираж», рыночный вклад которой за счет небольшого прироста достиг 13,33%.
Наконец, нижнюю строчку TOP-5 впервые с июня отвоевала группа «Аллюр Авто». Доля в 4,31% обеспечила дилеру четырех марок незначительное преимущество перед традиционным соперником – компанией «Тойота Центр Жетысу» (предшествующий год «Аллюр Авто» завершила с долей 0,46%).
Таким образом, значительный рост доли на годовой дистанции продемонстрировали лишь дилерские группы, представляющие отечественных производителей – АО «Азия Авто» и АО «Агромашхолдинг Казахстан».
Производство легковых автомобилей в Казахстане
В октябре минувшего года в Костанае официально начал серийный выпуск автомобилей второй на территории республики производитель легковых автомобилей – АО «Агромашхолдинг Казахстан». Предприятие наладило производство четырех моделей марки SsangYong. Кроме того, в мае на базе АО «Азия Авто» было запущено производство автомобилей марки KIA, также в 2010 году усть-каменогорским заводом был расширен модельный ряд выпускаемых автомобилей марок Chevrolet и Skoda.
Как следствие – объем выпуска и продаж казахстанских автомобилей в отчетном году значительно превысил показатели 2009 года. В январе-декабре 2010 года на территории республики было выпущено 3 176 легковых автомобилей, или в 4,33 раза выше уровня годичной давности.
На долю АО «Азия Авто» пришлось 3 099 автомобилей марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda. На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» произведено 77 легковых автомобилей марки SsangYong.
Продажи автомобилей казахстанского производства в 2010 году составили 3 007 единиц, что на 68,74% выше показателя годичной давности. Доля автомобилей казахстанского производства на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей возросла с 9,45% в 2009 году до 13,95% по итогам минувшего года. Тот же показатель без учета продаж легких коммерческих автомобилей вырос с 12 до 17,37%.