Экономика современного мира, как бы прельстительно ни выглядели ее проявления – это экономика рыночной системы, эволюционировавшей и формировавшейся веками. Веками! Еще 200-300 лет назад в Западной Европе шла борьба производительных сил, где конкуренция толкала на поиск и создание самых оптимальных форм взаимоотношения между производителями, а также внутри членов общества, – между работодателями и наемными рабочими, между гражданами и правительством, между обществом и религией, между странами с разными уровнями развития производительных сил. Когда Казахстан решительно включился в эту систему, мало кто воспринял его решимость всерьез…
Скептики заявляли, что инициативы нашего президента Нурсултана Назарбаева по вхождению Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира, сомнительны. При этом, как правило, опускались факты вроде тех, что за период своего существования, как независимого государства, Казахстан прошел этапы создания и укрепления институтов государственного управления, была проведена финансовая стабилизация страны, накоплен экономический потенциал, завоеван авторитет молодой республики у международного сообщества (что обезопасило наше огромное по территории, но малочисленное государство от внешней угрозы).
Два десятка лет Казахстан ведет самостоятельную экономическую политику. При этом мы, вроде бы, включились в мировую систему и нас там приняли, но нам снова отвели нишу сырьевого придатка. Однако наш президент видит это и не собирается мириться с навязываемым нам положением вещей.
В декабре прошлого года, выступая на презентации 80 проектов госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития, президент отметил ее определяющую важность для республики.
- Если мы не хотим отставать от других, мы должны выполнить эту программу, – сказал он. – От этого зависит, быть или не быть Казахстану.
Вообще, реализация множества индустриальных проектов дает значительный мультипликативный эффект – предприятия малого и среднего бизнеса получают заказы для новых производств, создаются рабочие места. Благодаря созданию Индустриальных карт малые и средние предприятия знают, какие индустриальные проекты, где и когда будут реализованы. Это позволяет им планировать свою деятельность, расширять производство.
С самого начала планировалось, что индустриализация не будет ограничиваться только реализацией крупных проектов, поскольку основой экономического развития является малый и средний бизнес. Всемирный банк дал высокую оценку работе по развитию экономики, проводимой в Казахстане.
«Главный итог первого года первой индустриальной пятилетки – это начало серьезных структурных изменений в экономическом росте за счет реального сектора экономики», – заявил глава государства в своем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе».
Надо сказать, что к началу реализации программы наша экономика была представлена предприятиями, которые занимаются добычей и переработкой невосполнимых природных ресурсов – в основном это нефть, газ, металлы, и продажей их за рубеж. И по сей день, несмотря на подкатывающийся новый кризис, на мировом рынке сформировалась хорошая конъюнктура цен на данные товары, есть спрос, высокая цена, успешно идет сбыт. В данных отраслях идет выплата зарплаты сотрудникам, производятся отчисления в казну государства. Отсюда идет наполнение бюджета, и как следствие, происходит повышение оплаты работникам бюджетной сферы, и в целом происходит оздоровление финансового положения общества.
И, тем не менее, сырьевой вид бизнеса, который по оценкам зарубежных аналитиков, по высказываниям внутренних экспертов, указывает на то, что он является неустойчивым. Поэтому неоднократно у нас в государстве принимаются программы по изменению направленности нашей экономики, то есть экономики, ориентированной на разработку невосполнимых полезных ископаемых.
«Медицинский» факт: страны, богатые сырьевыми ресурсами, и по этому случаю обласканные вниманием извне, оказываются на задворках технического прогресса. В истории много тому примеров. Так что реально изменить ситуацию в развитии направления экономики республики может только само государство, а не частные предприниматели и инвесторы.
Для претворения стратегии индустриально-инновационного развития в жизнь разрабатывались различные решения в совершенствовании форм и методов организации производств – было предложено кластерное развитие общества, идет внедрение технопарков, а на заре рыночной экономики внедрялись бизнес-инкубаторы. На это направлялись значительные финансовые средства, принимались законодательные акты.
В настоящее время Казахстан включен в мировую систему энергообеспечения мира. Наша ниша в ней – добыча и поставка углеводородного сырья на мировой рынок. В системе развития машиностроения – добыча и поставка цветных и черных металлов. Так нас оценивают. Вернее – оценивали до сих пор.
Масштабность Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана сравнима с индустриальным прорывом «Азиатских тигров». Карта индустриализации республики включает 469 проектов на сумму 8,3 трлн тенге. Только в этом году запускается около 200 инвестиционных объектов, которые призваны повысить производительность казахстанской экономики.
При этом все объекты Карты индустриализации Казахстана разработаны на основе прогнозных балансов важнейших ресурсов страны и перспективных планов развития общенациональной инфраструктуры. Эти объекты взаимоувязаны и вместе дают синергетический эффект для нового экономического подъема РК.
Индустриализация республики в нынешних условиях равнозначна рывку вперед, повышению производительности экономики, росту конкурентоспособности страны. Что это означает: прежде всего – новые постоянные высокооплачиваемые рабочие места для казахстанцев, новое качество жизни населения, уверенное будущее для наших поколений. Несомненно, что индустриализация – это реальные производства, которые формируют новую экономику, основанную на новых технологиях, а не на сырьевых запасах, экономику, которая сможет успешно противостоять серьезным внешним потрясениям.
В текущем году по всем проектам Карты индустриализации будет освоено порядка 1,5 трлн тенге инвестиций. В первом полугодии 2011 года состоялся запуск 75 инвестиционных проектов на сумму 114 млрд тенге с созданием более девяти тысяч рабочих мест (свыше шести тысяч – постоянных рабочих мест). И это уже дает мультипликативный эффект. Так, рост экономики за счет новых производств в первом полугодии уже составил полпроцента. Во втором полугодии 2011 года планируются к запуску около 130 проектов на сумму более 600 млрд тенге. Выход всех введенных производств на проектную мощность окажет огромное влияние на экономику страны, на социальное самочувствие граждан. Первые итоги реализации ГП ФИИР позволяют утверждать, что задачи по повышению производительности казахстанской экономики и вхождению в число инновационных экономик мира постепенно воплощаются в жизнь.
Казахстан на глазах только одного поколения граждан стал одним из сильнейших в экономическом плане государств, с триумфом войдя в ведущую «тройку» (после Катара и Китая) самых быстрорастущих экономик мира.
Характерно, что еще в 1994 году Нурсултан Назарбаев заявил: «Я абсолютно верю в успех наших реформ и пойду ради этого на все, ни перед чем не остановлюсь как глава государства. Просто другого выбора у меня нет». Эта уверенность себя оправдала. И это – только начало.