Год назад, с 1 января 2010 года, начал действовать Таможенный союз (ТС) между Россией, Беларусью и Казахстаном. О том, какие преимущества мы получили и какие трудности все еще нам мешают, мы поговорили с партнером юридической фирмы ZanAS Артемом Тимошенко, который специализируется на теме ТС.
- Артем, первое, что коснулось всех казахстанцев в связи с началом работы Таможенного союза – это значительное упрощение механизма регистрации наших граждан в России и устройства их на работу. Так ли это?
- Да. На данный момент срок пребывания иностранцев на территории РК без регистрации составляет пять календарных дней, независимо от страны приезда. Обратите внимание: календарных, а не рабочих дней, то есть в этот срок засчитываются и выходные, и праздничные дни. При этом существует разница в сроке самой регистрации: для граждан из стран, с которыми у РК имеются международные договоры о безвизовом порядке въезда и пребывания – до 30 суток, с правом дальнейшего продления на такой же срок; для граждан из стран Таможенного союза (Казахстана, России и Беларусь) – до 90, с правом дальнейшего продления на такой же срок;
Теперь о трудовых мигрантах. Сейчас Казахстан ратифицировал Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Это соглашение ратифицировано всеми тремя государствами, вступление документа в силу ожидается на январь 2012 года.
В соответствии со статьей 3 Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств ТС.
В соответствии со статьей 5 этого же Соглашения срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора с работодателем трудящегося-мигранта. Конечно же, иностранные граждане имеют право продлевать свой трудовой договор.
- Прежде всего, создание союза было направлено на обеспечение свободного перемещения товаров между Казахстаном, Россией и Беларусью. Произошло ли то, что ждали – упрощение процедур и рост оборота?
- Да, в правовом поле произошли значительные изменения. С началом функционирования ТС наступил новый этап интеграции экономик трех стран, в том числе и в сфере регулирования таможенной стоимости ввозимых товаров.
Вообще, вопрос так называемой «корректировки ввозимых товаров» уже много лет остается «яблоком раздора» между таможней и импортерами. В большинстве случаев таможенные службы корректируют стоимость товаров в сторону увеличения, что приводит к росту их таможенной стоимости, а также возрастанию таможенных сборов за этот товар.
- В итоге декларанты, чтобы сэкономить время, нервы и деньги, чаще всего просто принимают требования таможни, так?
- Совершенно верно. Сейчас нормативная правовая база, регламентирующая процедуру этой корректировки, полностью обновлена. Подписанное странами-участницами соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» стало основополагающим правовым актом по определению таможенной стоимости товаров.
В целом порядок контроля и корректировки ввозимых товаров стал намного жестче по отношению к импортерам. К слову, в новом законодательстве нет утвержденного порядка проведения консультаций по таможенной стоимости. На уровне закона полномочия таможни в данной области остаются очень большими.
Теперь более подробно. В новом законодательстве более четко регламентирована процедура дополнительной проверки: предельный срок представления декларантом затребованных таможней дополнительных документов и сведений увеличен до 60 дней после представления декларантом запрошенных документов, у таможни теперь есть еще 30 дней на принятие решения (раньше было всего 3 рабочих дня); если по результатам дополнительной проверки принято решение о корректировке, теперь отводится всего 10 дней на получение решения декларантом при отправке по почте и всего 5 рабочих дней на оформление необходимых документов и уплату доначисленных таможенных платежей.
При этом примечательно, что у таможни появилось преимущество во времени, отводимом на принятие решения, а декларант получил только дополнительные 15 дней на этапе сбора документов. Никакие консультации с таможней по выбору метода определения таможенной стоимости законодательством больше не предусмотрены.
К тому же проведение самостоятельной проверки, в том числе путем отправки запросов в различные инстанции, практически становится обязанностью таможенных органов. Прежде всего, это сделано для того, чтобы обеспечить основания для увеличения таможенной стоимости.
Несмотря на все предложения и усилия импортеров, список дополнительных документов, которые могут запросить таможенные органы для проведения доппроверки, остался весьма внушительным. Таможня вправе запрашивать любые документы, которые, по ее мнению, могут подтвердить или опровергнуть ее сомнения.
Если у таможенной службы возникнут сомнения в таможенной стоимости, то она вправе потребовать внести на свой банковский счет обеспечение таможенной стоимости товаров. Это делается для исполнения импортером обязанности уплаты пошлин, налогов и сборов. Причем такое обеспечение необходимо внести до момента истечения сроков выпуска, иначе таможенные органы откажут в выпуске товара. Учитывая, что срок выпуска товара наступает на следующий день после регистрации декларации, единственной реальной возможностью является заблаговременное внесение авансовых платежей на счет таможни.
- Артем, могли бы Вы привести конкретный пример, с какими проблемами сталкиваются наши бизнесмены из-за этой «корректировки»?
- В первую очередь проблема возникает при уменьшении цены импортного товара вследствие несоответствия товара заявленному количеству. Ведь на практике товар часто поставляется в меньшем количестве, чем указано в грузовой таможенной декларации (ГТД). В большинстве случаев во время прохождения таможенного оформления контейнеры не вскрываются, и факт недопоставки выясняется уже на складе покупателя. При этом проблема возникает не с продавцом (как раз чаще всего продавец удовлетворяет претензию о недостаче), а с таможенными органами – при обращении за пересмотром таможенной стоимости товаров и возвратом таможенных платежей.
В соответствии с Порядком корректировки таможенной стоимости товаров декларант для проведения корректировки обязан предоставить подтверждение согласования претензий по несоответствию количества товаров с поставщиком, то есть подтвердить факт недостачи условиям договора. Из буквального толкования норм этого порядка следует, что указанная обязанность установлена только для тех случаев, когда таможенная стоимость товара определена с применением метода «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».
Для определения таможенной стоимости иными методами необходимо пригласить эксперта из Торгово-промышленной палаты, который должен присутствовать в момент вскрытия контейнеров и распаковки товара. Что на практике очень проблематично. Ведь предположить заранее – полная партия или есть недопоставка – определить невозможно.
Далее, при обнаружении факта недопоставки эксперт из ТПП должен составить акт проверки. К сожалению, он не обладает полномочиями для определения дефектного оборудования (даже при явных признаках дефекта). Он определяет только несоответствие количества товара. В случае выявления факта недопоставки товара нужно указать весь недопоставленный товар в акте приема-передачи товара, а при допоставке – оформить новую ГТД.
Для подтверждения несоответствия количества товара необходимы акт проверки и акт досмотра таможенного органа. На основании данных документов таможенным органом может быть принято решение о корректировке в сторону уменьшения вследствие несоответствия количества товаров, выявленного после выпуска товаров.
- Так все-таки, в Казахстане таможенные процедуры существенно ускоряются?
- Несмотря ни на что, да. Основная тенденция, которая прослеживается в действующих правовых актах по таможенной стоимости, – это стремление обязать сотрудников таможни более четко и грамотно обосновывать свои решения по проведению дополнительной проверки и корректировки, действовать не шаблонно и формально, а применительно к конкретной сделке и ее условиям, что, безусловно, является положительной тенденцией.