и обещает им выгодные позиции на местном рынке
Таджикистан приглашает казахстанских инвесторов на свой рынок, который еще ими практически не освоен. Даже по нашим меркам небольшие вложения в несколько миллионов долларов позволят нашим продовольственным компаниям занять большую часть таджикистанского рынка, считает Гжегож Кобилецкий, глава Польско-Таджикского бизнес-совета.
Всю прошедшую неделю Гжегож Кобилецкий сопровождал польскую делегацию бизнесменов, которые приехали в Таджикистан в поисках возможностей для инвестирования. Г-н Кобилецкий считает, что и у казахстанского бизнеса сейчас есть отличная возможность освоить новый, перспективный рынок.
«Сейчас 60-70% продуктов питания в Таджикистане приходится на импорт, – говорит он. – И вошедшие сюда компании быстро смогут стать буквально монополистами в сфере производства продуктов. Такую компанию за 1-2 года можно хорошо раскрутить в Таджикистане и пойти дальше в СНГ. Два-четыре миллиона долларов позволят начать производство и «захватить» рынок, на котором сейчас конкуренция практически отсутствует».
«Мы можем организовать казахстанской делегации и встречи с местным бизнесом, и культурную программу, покажем все наши предприятия, – приглашает глава новой СЭЗ «Сугд» Анвар Якубов. – С начала этого года у нас уже побывало более 150 бизнесменов из Польши, Чехии, ОАЭ, Австрии, Китая, России, Беларуси, Ирана и Турции. Проекты нашей СЭЗ, которые мы сейчас предлагаем для реализации, имеют очень низкий риск, ведь мы отвечаем за те проекты, которые предлагаем инвесторам. Их можно заведомо считать успешными».
Мы сейчас приглашаем к сотрудничеству казахстанские компании по направлению фруктово-овощной заготовки и переработки. Мы сможем «насытить» казахстанский рынок свежими овощами и фруктами и консервированными продуктами. Было бы хорошо восстановить тот «зеленый коридор» из Таджикистана в Казахстан, о котором несколько лет назад договаривались наши президенты.
Анвар Якубов предлагает казахстанским инвесторам принять участие в строительстве хранилища для фруктово-овощной продукции, чтобы заготавливать ее сразу у сельхозпроизводителей и исключить цепочку посредников. Стоимость проекта – около миллиона долларов, годовая мощность – 5 млн условных банок в год, рентабельность – 15%, срок окупаемости – 3,6 лет.
Сейчас здесь проектируют железную дорогу из Китая в Афганистан (первый ее этап, по данным предТЭО, будет стоить около 60 млн евро) и транспортно-логистический центр. По проекту он будет иметь более 150 тыс. кв. м складов класса «А» для перевалки грузов. Стоимость этого проекта – $35 млн, годовой грузооборот – 1,2 млн тонн.
В эти проекты нужен долгосрочный стратегический инвестор с большим опытом в подобных проектах, например, индустриально-логистический центр «Даму», который мог бы выступить консультантом и партнером, уверен Анвар Якубов, или Евразийский банк развития либо другой крупный казахстанский банк.
Промышленно-инновационная зона «Сугд» находится в Худжанде, городе на севере Таджикистана с населением 163 тысячи человек. Худжанд – второй по размеру после Душанбе город Таджикистана, один из древнейших городов Центральной Азии и важный транспортный узел.
Площадь СЭЗ «Сугд» - 320 гектаров, срок действия - 25 лет. Зона призвана вовлечь экономику Согдийской области и Таджикистана в торговлю с зарубежными странами и стимулировать производство конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке. Здесь планируется создать современную производственную инфраструктуру и организовать сеть экологически чистых производств.
«Сугд» дает участникам налоговые льготы: остается только один налог – соцстрахование работников, все остальные виды платежей – по нулевой ставке. Производственная деятельность обойдется в 1 доллар за квадратный метр в год, это просто «символическая» плата.
Кроме того, территория СЭЗ считается нетаможенной, а потому импортируемое из-за рубежа ввозится по нулевым ставкам, экспорт продукции тоже осуществляется по нулевым таможенным ставкам.
Сейчас в СЭЗ строят чайный завод китайские инвесторы (компании с оборотом $200-$300 млн), и помимо чая они собираются производить безникотиновые лечебные сигареты, намерены инвестировать в цементный завод и стекольное производство.
Арабские инвесторы заинтересовались логистическо-транспортным центром. Турецкие предприниматели открыли здесь лакокрасочный завод и уже начали экспорт продукции в Казахстан, а польские – планируют начать производство солнечных коллекторов. Один из приоритетов экономического развития страны, наряду с возведением больших и малых ГЭС – это использование альтернативных источников энергии.
Совместно с экспоцентром Москвы и при содействии ТПП РФ в СЭЗ сейчас работают над проектом огромного выставочного конгресс-центра стоимостью более $20 млн. Не исключают возможность участия в нем и казахстанского банка.
Таджикистан предоставляет льготы и преференции для инвесторов, которые будут вкладываться в полный цикл переработки сельхозпродукции, займутся переработкой хлопка и строительством ГЭС.
По данным Министерства энергетики и промышленности Таджикистана, прибыль собственно гидроэнергетики (без затрат на покупную электроэнергию) в 80-ых годах составляла $227 млн в год при рентабельности 800% (!!!). При этом энергетической программой СССР, разработанной в начале девяностых, намечалось еще большее развитие энергетики Таджикистана за счет строительства крупных ГЭС. В 1991-2005 годы планировалось пятикратное развитие существующей энергосистемы. К сожалению, эти планы не позволил осуществить развал Советского Союза.