Развитие МСБ в моногородах пойдет за счет крупного
Толчок развитию регионального предпринимательства дадут крупные промышленные предприятия, считают в НДП «Нур Отан». На прошедшем в Усть-Каменогорске форуме «Роль системообразующих предприятий в развитии малого и среднего бизнеса» была презентована новая программа.
В Казахстане 26 моногородов с населением более полутора миллиона человек. Особенно большие потери во время первой кризисной волны понесли моногорода со слабой экономической активностью населения. К примеру, до кризиса доля промышленного производства в моногородах составляла 43-44%, а во время кризиса уменьшилась до 25%.
Есть градообразующие предприятия, которые не желают работать с местными предприятиями, часто обращаясь к зарубежным фирмам. Новая программа позволит отдать преимущество местным производителям, а также снизить затраты крупных предприятий на закуп товаров и услуг на 15-20%.
Суть инициированной партией программы развития малого и среднего бизнеса с участием системообразующих предприятий в предоставлении от крупных предприятий гарантированного объема заказов местным производителям. Оборудование, детали для машиностроительной отрасли, стройматериалы, электротехника, спецодежда и многое другое могут производить предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) региона.
«Наша программа должна дать импульс развитию малого и среднего бизнеса именно на местах. Тем более что крупные предприятия поддержали эту идею и готовы делать заказы своим местным производителям», – сказал заместитель руководителя центрального аппарата партии «Нур Отан» Расул Уразгулов.
Согласно программе «Поддержка МСБ в монограде», планируется создать региональные ассоциации, которые будут связаны с градообразующими предприятиями, акиматами, МСБ, банками и фондами. Присутствуют в презентованной программе и положения из других, уже знакомых программ: «Дорожная карта бизнеса – 2020», «Производительность – 2020» и «Занятость – 2020».
Как отметил председатель Комитета развития предпринимательства Минэкономразвития и торговли Кайрат Айтекенов, это наиболее короткий путь к росту среднего класса в стране. Но он также подчеркнул, что необходимо проведение исследований рынка в моногородах для перспективных видов деятельности: повышения квалификации руководителей МСБ, использования механизмов субсидирования и гарантий. Для этого потребуется изучение опыта зарубежных стран. У нас же показательным может служить опыт Балхаша, где для предприятия «Казахмыс» некоторые виды товаров закупаются у фирм малого и среднего бизнеса. За шесть лет доходы выросли до 30 млн тенге. Среди предприятий, которые активно сотрудничают с бизнесменами, – ТОО «Казатомпром ДЕМЕУ» и АО «Арселормиттал».
«Предприятию нужны заказы для расширения производства, ввода новых технологий. Если сейчас поможет нуротановская программа, то следующий этап – освоение российского рынка пройдет безболезненно», – говорит Михаил Рыльский, директор ТОО «Полиус», производящего гибкую полимерную упаковку и полиэтиленовые пленки.
«В число основных поставленных нами задач вошли выделение из производства непрофильных функций и передача их на аутсорсинг», – сказал вице-президент по коммерции ТОО «Казцинк» Нариман Куанышев. – Все, что прямо не относилось к процессу производства, выводилось из состава компании. В отдельных случаях, когда на рынке уже имелись специализированные фирмы, часть направлений работы отдавали им, вместе с нашим персоналом и основными средствами. Наработанный ими опыт, знания позволяли оказывать компании услуги более качественно, поскольку подрядчик концентрирует свои усилия на развитии конкретного направления, получая в нашем лице надежного заказчика.
Подрядчик развивает свой бизнес и увеличивает объем оказания услуг, изготовления товаров другим потребителям, уходя от «узкой» привязанности бизнеса к компании. Для нас же, как заказчика, есть и другой, несомненный плюс, который является показателем развитой экономики – мы получаем возможность конкурентоспособности. Вначале мы гарантируем этим компаниям заказ от нас и только у них, но при этом ставим задачу – вы должны быть самыми лучшими как по позициям «цена-качество», так и по уровню менеджмента».
Один из примеров того, как работают эти процессы – сотрудничество ТОО «Казцинк» с ТОО «Пицца Блюз Сервис». Эта популярная сеть кафе и ресторанов в Усть-Каменогорске кормит обедами работников предприятия в двух городах. За несколько лет эта компания выросла в большую сеть. Сейчас в ней 2000 сотрудников, и она все еще активно развивается.
«Мы передали на аутсорсинг организацию питания и бытового обслуживания персонала, уход за спецодеждой, логистику и поставку средств индивидуальной защиты, охрану территорий и объектов, сервисное обслуживание, строительные и ремонтные работы», – говорит Нариман Куанышев. – Второе крупное направление – это стремление закупать как можно больше материально-технических ресурсов, производимых в Казахстане. В 2011 году наша задача – довести долю казахстанских поставщиков в общих объемах закупок до 78%. Она будет еще выше в том случае, если активнее будут развиваться новые производства, которые позволят нам все больше уходить от зависимости в импортных товарах и услугах».
Таким образом, вклад крупных предприятий в экономику состоит не только в эффективной организации собственного производства, но еще и в поддержке местного бизнеса, от развития которого зависит благосостояние всего региона.